inigo_montoiya (inigo_montoiya) wrote,
inigo_montoiya
inigo_montoiya

Categories:

Как я решила прочесть 7 фантастических книг о городах, и что из этого вышло

Внезапно нашла на меня такая блажь, так что отправилась я на fantlab и, в по большей части, случайном порядке выбрала себе книги, в названиях которых фигурировали города (как мне казалось). Обложки прочинатанного в качестве картинки для привлечения внимания.

city_books

Надо сказать, в двух случаях из семи я здорово промазала: одна книга оказалась не про город, а про язык, а другая и вовсе про цирк (в придачу к ней я прочла еще две книги из того же цикла).

Более подробные отзывы о книгах я повадилась публиковать на fantlab'е. Приведу здесь их же, поскольку дать ссылку на каждую отдельную рецензию, кажется, нельзя.

"Город и звезды", Артур Кларк, 1956

Неприятно разочаровываться в классиках, но что поделаешь.

В суховатой отстраненной манере Кларк описывает последний город людей на Земле, Диаспар, который существует отдельно от всей остальной Вселенной, огражденный от нее куполом, действующий как замкнутая система. Люди больше не рождаются естественным образом, их сознания загружаются в почти взрослые органические тела, уже давно лишенные ногтей и зубов, уродств, болезней и когда-то естественного человеческого любопытства. При этом упоминание отсутствия зубов несколько смущает, потому что тот же главный герой как-то поглощает пищу разнообразной текстуры по ходу произведения. Ну да ладно… Главное то, что человечество достигло, казалось бы, современного идеала: вечная жизнь на всем готовом и полная праздность, развлечения и никакого прогресса.

Не скучно ли жителям Диаспара? Ни капли. Им даже в голову не приходит посмотреть, что там за стенами города. Кроме очень редких экземпляров, к коим относится главный герой Элвин. Появление таких экземпляров, как выясняется, очень не случайно. И вот такому экземпляру, а, точнее, его поиску пути из города и обнаружению другого поселения людей посвящена большая часть книги. Обнаружив других людей, Элвин понимает, что жители его города лишены не только ногтей, зубов и любопытства, но еще многих навыков и эмоций. И задается целью сблизить две ветви человечества.

На этом можно было завершить философско-фантастическую историю, оставив финал открытым. Идеи противопоставления горожан и селян, которые так отдалились друг от друга, что знаться не хотят, было бы более чем достаточно для логически завершенной книги. Довольно очевидно порицание Кларком праздного невежественного города и благосклонность к тем, кто остался, как говорится, ближе к природе. Но этого автору было мало, поэтому дальше начинается то, что очень походит на магию, а не на научную фантастику: Элвин чудесным образом добывает себе космический корабль и без каких-либо раздумий об управлении им или запасах топлива (все магически работает само) отправляется в увеселительную поездку к другим планетам, прихватив с собой друга-селянина. О, господи.

Центральный персонаж романа немало меня удивляет. Элвин же, по сути, довольно невежественное и инфантильное существо. Машины, которыми он пользуется, для него сродни магическим предметам. Он не знает, как они устроены, умеет только приказывать вслух и ожидать исполнения своих желаний. Кларк будто дополнительно подчеркивает слабость горожанина Элвина по сравнению с его другом. Но при этом почему-то делает любопытство Элвина главной и единственной движущей силой романа.

Не меньше удивляет и странная диспропорциональность повествования: 70% книги Элвин долго и нудно ищет выход из города и исследует обнаруженное за пределами города поселение людей, а за оставшиеся 30% успевает внезапно посетить другие планеты, вернуться домой и обнаружить, что дело между горожанами и селянами пошло на лад. В эти оставшиеся 30% автор также упихивает сказочные идеи о бесплотном разуме и новом завоевании Вселенной людьми. Выглядит все это смазано и странно. То ли редакторы напортили, то ли писатель, заканчивая книгу, страшно торопился.

По-моему, произведение бы только выиграло, если бы автор разбил его на две примерно равные части, сократив подробности метаний Элвина в Диаспаре и его приключений в Лисе, и подробнее и тщательнее прописав часть с космическим путешествием и мегаразумом. Но Кларк написал так, как написал, что не очень радует даже несмотря на идеи по поводу будущего человечества и оптимистичные надежды на то, что и после долгого периода упадка все у людей еще будет.


"Посольский город", Чайна Мьевиль, 2011

Я знаю, что у Чайны Мьевиля есть книга "Город и город", но я уже видела экранизацию, и первоисточник читать не захотела.

Странная, но в чем-то интересная книга. До знакомства с “Посольским городом” и не задумываешься о том, что метафора может восприниматься как ложь по своей сути. Книга вызывает немало размышлений о языке как средстве общения и мышления, и это, на мой взгляд, ее основное достоинство.

Идея Языка ариекаев кажется достаточно оригинальной. Особенности организации общения ариекаев и людей тоже не назовешь тривиальными. Описанные в романе биотехнологии также вполне интересны. Вот, собственно, и все хорошее, что здесь можно перечислить.

Несколько разочаровала главная героиня, чей образ до того неясный и неопределенный, что возникает вопрос: а зачем она там вообще? Она совершает всего один значимый поступок за все повествование (да и то впритык к развязке), а все остальное время остается всего лишь сторонним наблюдателем. На ее месте мог быть какой угодно персонаж и это, кажется, никак не повлияло бы на сюжет. Даже ариекаи (при всей приблизительности описания их внешности, языка и культуры) вырисовываются в воображении четче, чем главная героиня. Послы, конечно, сами по себе интересны, но и им уделяется мало внимания (за исключением ЭзРа).

При всей оригинальности идеи Языка жаль, что самому Посольскому городу в романе было уделено слишком мало внимания. Хотелось бы больше города (особенно ариекайской его части) и чуть меньше политических интриг (довольно скучных). Показалось, что непропорционально долго (и местами нудно) нагнеталась автором интрига, а развязка, хоть и получилась в несколько этапов, была слишком стремительной.

В общем, это явно не лучший роман Чайны Мьевиля. Кажется, что лингвистическая фантастика в принципе не слишком удачный поджанр, поскольку что-то всегда остается недодуманным и натянутым. Видимо, не только читателю тяжело выйти за рамки привычных представлений о языке, у авторов с этим тоже сложности.


"Вавилон-17", Сэмюэл Дилэни, 1966

Имела беседу с программистом по поводу понятия "я" в упоминаемых в книге языках программирования и дополнительно убедилась в том, что это бред сивой кобылы.

Название книги меня обмануло. Я полагала, что она о городе, а оказалось, что она о языке. Не могу сказать, что меня это обрадовало: по-моему “Вавилон-17” довольно неуклюже сваливается в теорию лингвистической относительности. Роман довольно странный, мне удивительно, что он получил “Небьюла”. Возможно, просто в 60-е годы он совсем иначе воспринимался, но читателю 2019 года роман кажется не таких уж хорошим.

Повествование показалось неравномерным: бОльшую часть романа автор подогревает интерес читателя детективно-космически-фантастической истории, разгадку которой не терпится узнать. Разгадке посвящается примерно треть, но изложена она до того нескладно и скомкано, что становится обидно из-за потраченного на чтение времени.

Начатой и брошеной осталась линия влюбленности военного в главную героиню, Ридру Вонг. То же самое можно сказать про линию тройки навигаторов, которую вновь скомпоновала Ридра: она была начата и заброшена. Очень грубо и небрежно слеплена линия Батчера (а уж линию развития его отношений с Ридрой автор вообще безобразно оборвал). Сама Ридра предстает эдакой Барби со способностями гения лингвистики и эмпатии. Слишком уж идеализированна, не интересна.

Идея такого языка как Вавилон-17 звучит довольно бредово. В том числе его сравнение с языками программирования, которые упоминаются автором. Ну бред же, просто бессмыслица какая-то. Мысль, что какой-то язык может действовать на мозг человека, как какой-то компьютерный вирус, кажется топорной или попросту сырой, недоработанной (и крайне нелестной для человеческого мозга). Да, язык (в частности искусственный) может влиять на способ мышления в каких-то деталях, но не стереть начисто уже имеющуюся модель мышления, заново “переписать” фундаментальные концепции, самосознание и память.

Что-то лишку хватил автор. Для меня “Вавилон-17” стал вторым произведением поджанра лингвистической фантастики и, к сожалению, интереса к этому направлению совсем не подогрел.


"Город Барабу", "Песнь слона" и "Мир-цирк", Барри Лонгиер, 1980-1981

Иногда промашки бывают удачными. Вместо одной книги про город я получила три книги про целый мир.

"Город Барабу"

Книжные истории, почти полностью посвященные бродячему цирку, доселе мне не встречались. Тем не менее, после довольно необычного телесериала “Карнавал” и четвертого сезона “Американской истории ужасов” хотелось почитать именно о таком цирке. В этом смысле “Город Барабу” стал для меня весьма удачной находкой. В нем нет мистики и ужасов, но зато бродячий цирк помещен в довольно необычные условия: он путешествует на космическом корабле от одной обитаемой планеты к другой, чтобы развлекать их жителей и, конечно, зарабатывать деньги.

Большая авантюра, затеянная владельцем цирка в попытке его спасти, сопровождается невероятным везением, которое все-таки заканчивается в финале. В странствиях по космосу к большому цирковому семейству присоединяются новые люди и порой инопланетяне, кто-то лишь на время, а кто-то чтобы прирасти к цирку навсегда. Особые прозвища для каждого, отношения между героями, неприятности и перипетии, с которыми периодически сталкивается цирк (в том числе из-за злых козней врагов), органично вплетенная в повествование цирковая рутина и байки создают особую атмосферу, вызывают желание сопереживать героям.

В общем, “Город Барабу” представляет собой замечательный образец развлекательной фантастики, качественно и с любовью написанный. Автор не дает читателю заскучать и находит место в сюжете для всего: радости и горя, отчаяния и надежды, экстраординарного и обыденного. Немного жаль расставаться с героями, но, к счастью, роман входит в цикл, который я уже полностью прочла.

"Песнь слона"

Если "Город Барабу" был захватывающей историей о невероятной космической авантюре бродячего цирка, закончившейся катастрофой, то "Песнь слона" - будто грустная интермедия между двумя частями представления.

Цирк потерпел крушение. Труппа и экипаж корабля вынуждены основать колонию на новой планете вдали от обитаемых миров. Дрессировщики, клоуны, фокусники, гимнасты, пилоты, механики и все остальные превращаются в строителей и крестьян, чтобы выжить. Все новые потери и никакой надежды на спасение.

В книге описана совсем не радужная картина того, как бывшие циркачи пытаются сохранить в своей памяти и душах старый бродячий цирк, передать его традиции и мастерство артистов новому поколению. Иногда забавные истории и ситуации вносят разнообразие в сложную жизнь колонистов, но все равно в книге мало веселого.

Несмотря на это, если вам интересна вся цирковая трилогия Лонгиера, книгу все же лучше прочесть, поскольку она являет собой сюжетную связку между прошлым и будущим. В эту связку автор вложил не только горести и трудности, но и надежду для героев и читателей, надежду на то, что однажды цирк снова откроется для зрителей.

"Мир-цирк"

Спустя двести лет после крушения "Города Барабу" на планете, названной Момусом, живут и здравствуют потомки циркачей. У них уже сложилась своя экономика и традиции, даже приручены новые животные, обитавшие на Момусе еще до прибытия вынужденных поселенцев.

Цирковые профессии и обычаи причудливо вплелись в этот новый мир, стали его неотъемлемой частью. Настолько неотъемлемой, что это даже становится проблемой, когда Момус привлекает внимание двух соперничающих космических держав, Девятого и Десятого Квадрантов. Проблему эту (несколько комичную, надо сказать) предстояло решить послу Девятого Квадранта… Наверняка, ни сам посол, ни жители Момуса не могли даже предположить, к чему все это приведет.

Третью часть цирковой трилогии Лонгиера упорно называют сборником рассказов. Но штука в том, что здесь, как и в случае с "Городом Барабу", все, казалось бы, разрозненные рассказы складываются в единую историю. Невозможно выдернуть один рассказ из книги и прочесть лишь его, не потеряв при этом изрядную долю смысла и юмора целого повествования.

На деле все рассказы представляют собой главы одного произведения. Этот прием с рассказами-главами позволяет автору легко уместить в книгу гораздо большее количество событий из жизни населения Момуса, чем если бы он излагал их в традиционной последовательной манере: установление дипломатических отношений, вторжение инопланетян, жизнь поселения на другом континенте, война и, наконец, долгожданное возрождение цирка.

Хотя история бродячего цирка могла бы еще продолжаться, Лонгиер очень вовремя, хорошо и логично завершил этот цикл. После такого завершения у читателя не остается открытых вопросов, неудовлетворенности или досады. Замечательная в своем роде получилась трилогия, ее смело можно рекомендовать любителям нестандартной фантастики.


"Город мечтающих книг", Вальтер Моэрс, 2004

"Город мечтающих книг" - это атмосферная приключенческая сказка для тех, кто любит книги и еще не позабыл своего детства. Герои здесь совсем не люди, а динозавры, червякулы, псовичи, ужаски и прочие удивительные существа, которых объединяет огромный интерес к книгам. Невероятные приключения и опасности, тайны и их разгадки, магия, подземелья, заговоры и много-много книг (некоторые из них даже живые).

Герои достаточно легко делятся на положительных и отрицательных, и в этом смысле финал повествования довольно очевиден. Однако, это совершенно не мешает наслаждаться поворотами сюжета, именами-анаграммами и другими выдумками автора. Единственный минус, который могу отметить: повествование показалось мне местами несколько затянутым.

Лет в 10-12 я была бы просто счастлива заполучить такую книгу и обязательно захотела прочесть продолжения. А сейчас одной такой книги мне, пожалуй, достаточно. Прочла с удовольствием, будто вернулась в детство ненадолго, но для дальнейшего чтения хочется иного.


"Город Сумрак", Лолита Пий, 2008

Современная литература часто разочаровывает...

Книга начинается как многообещающая антиутопия: люди погрязли в развлечениях и наркотиках, внедрение искусственного интеллекта и прочих технологий во все сферы жизни не принесло им ничего хорошего, гуманистические принципы искажены самым уродливым образом, солнечного света больше нет из-за постоянного наличия какой-то неясной взвеси в воздухе. Главный герой трудится в департаменте предотвращения самоубийств, а в свободное время занимается сбором информации о том, что на самом деле происходит в его городе. И догадывается, что рано или поздно его небольшое хобби принесет ему неприятности.

Постепенно, по мере развития сюжета, качество повествования снижается. Драматические флешбэки из жизни главного героя, отвратительные подробности существования социума будущего (продажа себя и членов семьи на опыты, детские бордели, паталогическое увлечение изменением внешности хирургическим путем, тайная утилизация трупов самоубийц с ожирением и т.п.) Лолита Пий явно не в восторге от кое-каких современных трендов и, чтобы показать свое неодобрение, щедро гиперболизирует.

К сожалению, на этом чрезмерные преувеличения не заканчиваются: например, обнаруживается, что главный герой обладает невероятной притягательностью для женщин широкого возрастного диапазона, буквально сводит их с ума, при этом злоупотребляя алкоголем и легкими наркотиками, регулярно получая по лицу и не прибегая к пластической хирургии (видимо, просто родился мечтой миллионов, и ничем это не вытравишь). Возлюбленная главного героя описывается точь-в-точь как персонаж какого-нибудь киберпанковского аниме (и в ее сюжетной линии тоже непременно драматические флешбэки, как без них). Для описания представителей правящей элиты города писательница тоже не жалеет широких, грубых мазков (злодеи и точка!) Но одновременно оправдывает педофила, помогающего главному герою… Проработку персонажей не назовешь тщательной.

Развязка нагнетаемой интриги выглядит очень нелестно для главного героя: получается, что он, при всей своей суперменистости, тугодум, а в курсе реального положения вещей были даже телевизионщики и селебрити города, не то что там какие-то серьезные спецслужбы. Сюда автор внезапно вворачивает что-то вроде оммажа роману Оруэлла "1984" (жестокий допрос, завершающийся тем, что главный герой предает возлюбленную), элементы боевика и венчает все это дело своеобразное моралите на тему технологий и людских пороков.

Эта книга вполне может послужить основой для мрачного антиутопичного фильма, не глубокого, но зрелищного, полного незатейливых страшилок на современный манер. Как чтиво она вторична: словно лоскутное одеяло, собранное из штампов, надерганных из разных книг, фильмов и аниме. Лучшей частью романа так и остается вступление о Колине Паркере, иллюстративном персонаже, которому не суждено появиться в качестве действующего лица основного повествования.


"Город иллюзий", Урсула Ле Гуин, 1967

Главный герой, потерявший память пришелец, учится жить заново на чужой, незнакомой планете людей. В какой-то момент он отправляется на поиски своего предназначения и воспоминаний о прежней жизни. В пути его ждут нелегкие испытания, столкновение с человеческой злобой и добротой, ложью и правдой, а в финале - встреча с коварным противником.

И вроде все в этой книге ладно и на своих местах, все правильно, красиво (местами даже идеалистично) и пропорционально, без затянутости или поспешного сворачивания сюжета. Каждая логическая часть повествования имеет значение и предельно ясна (не до конца понятно лишь поведение одного из второстепенных персонажей, Стреллы). Но все-таки книга не захватывает, не вызывает желания прочесть весь Хайнский цикл немедленно.

Вероятно, "Город иллюзий" просто не то произведение, с которого стоит начинать знакомство с творчеством Урсулы ле Гуин. Это добротная история, которая сейчас смотрится слегка старомодной и, наверное, поэтому не вызывает жгучего интереса к циклу.

На самом деле я хотела прочесть 10 фантастических книг о городах, но не нашла трех из тех, что выбрала:
- "Город знакомых незнакомцев", Чхве Инхо, 2011
- "Великолепные картины городов Солнечной системы", Рэймонд Палмер, 2017
- "Город энтузиастов", Михаил Козырев и Илья Кремлев-Свен, 1930

Видимо, они существуют только в бумажном виде.

За прошедшее время я также прочла еще одну повесть, старую мангу и два альманаха рассказов, но о них я напишу отдельно.
Tags: книги
Subscribe

  • Девайсы для волос

    В продолжение к последнему моему косметическому посту ( об уходе за волосами) хочу рассказать о двух новых девайсах, заказанных с ebay (каждый…

  • Корейская косметика в Сингапуре

    У меня тут внезапно закончилась эссенция Laneige, и я в очередной раз пошла в один из местных их бутиков. Один флакон 40 мл стоит 78 SGD. Дома…

  • Про кисти для макияжа

    Я очень долго уже пользуюсь кистями для макияжа отечественного производства (M-art). С тех пор, как купила себе полный набор, еще когда начала ходить…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments

  • Девайсы для волос

    В продолжение к последнему моему косметическому посту ( об уходе за волосами) хочу рассказать о двух новых девайсах, заказанных с ebay (каждый…

  • Корейская косметика в Сингапуре

    У меня тут внезапно закончилась эссенция Laneige, и я в очередной раз пошла в один из местных их бутиков. Один флакон 40 мл стоит 78 SGD. Дома…

  • Про кисти для макияжа

    Я очень долго уже пользуюсь кистями для макияжа отечественного производства (M-art). С тех пор, как купила себе полный набор, еще когда начала ходить…