inigo_montoiya (inigo_montoiya) wrote,
inigo_montoiya
inigo_montoiya

Categories:

'Impressing the Czar', Dresden Semperoper Ballett

В скудной культурной жизни Сингапура произошло событие: привезли постановку Уильяма Форсайта "Впечатляя царя" в исполнении балетной труппы Дрезденской государственной оперы (Земперопер). Мы, конечно, не могли не сходить.

Билеты на лучшие места были раскуплены за полдня, в день открытия продаж, 3 января. Я опомнилась уже после обеда, так что нам достались билеты только на места в третьем этаже. Надо сказать, в этот раз не наблюдалось пустых рядов в центральных секциях, практически все было занято (как обычно, в основном иностранцами).

Мы не такие знатоки балета, и до похода на "Впечатляя царя" не знали, чем знаменит Уильям Форсайт. Зато получили, так сказать, ничем не замутненные, противоречивые впечатления от постановки.

Первый акт, 'Potemkin's Signature', откровенно говоря, больше всего походил на галюцинации современного подростка, пересмотревшего телеканал "Культура", или что-то вроде того. Либо я не уловила ту самую тьму тмущую культурных ссылок, которой, как пишут, наполнена эта часть, либо не сумела свести воедино те, что уловила, в хоть какой-то связный смысловой посыл (вопрос - был ли он там вообще). Цель отсылки к Св.Себастьяну (а-ля "стрела в пузе"), которая повторялась в другой части, осталась не совсем понятной. Это насмешка над популярностью этой отсылки в искусстве определенных периодов или что вообще?..

Трейлер не передает всей странности, абсурдности, беспорядочности сего действа (вкупе с совершенно подходящим по странности и абсурдности музыкальным рядом). Мне было нелегко это высидеть, я с нетерпением ждала антракта. А, между тем, я тот человек, который способен совершенно спокойно высидеть 2.5 часа какого-нибудь махрового артхауса в кинотеатре...



После долгожданного антракта стало вроде бы полегче: каждый из трех оставшихся актов "Впечатляя царя" был значительно короче первого.

Вторая часть, 'In The Middle, Somewhat Elevated', насколько мне известно, наиболее популярна в мире балета. Ее повторяют как отдельную постановку разные театры, и я понимаю, почему. Она выглядит наиболее привычной для зрителя, в ней не маячит столь назойливо какая-то постмодернистская претензия. Местами это очень похоже на импровизацию (как пишут, Форсайт один из разработчиков методики импровизации в балете), возможно, так оно и есть, но определенные места совершенно точно поставлены, а не сымпровизированы танцорами. В 'In The Middle, Somewhat Elevated' зрителю проще всего насладиться техникой и мастерством танцоров, восхититься движениями и их экспрессией, воспринять чистый танец без шелухи сложных костюмов и декораций. Хотя здесь отчетливо видны и ошибки исполнителей, самые трудные для них места.



Собственно, на меня, как на неискушенного обывателя, любителя-профана, именно эта часть произвела наиболее благоприятное впечатление. Единственный существенный минус здесь - затянутость. Музыкальная композиция Тома Уиллемса многократно повторяется по кругу. Это, конечно, особенности индивидуального восприятия такой музыки, но если я слышу ее дольше пяти минут, у меня начинает болеть голова (ощущение, будто мне кто-то методично забивает в голову небольшие гвоздики). Зато муж, который подобного стиля музыку обожает, был в восторге. Вкупе с техникой исполнения, даже несмотря на небольшие ошибки, это действительно может производить впечатление.

На самом деле лишь один коротенький эпизод этой части постановки (соло) идеально попадает по движениям в один фрагмент музыкальной композиции. В основном танец, движения больше промахиваются мимо ритма. Но мне показалось, что точностью и идеальной синхронностью движений здесь намеренно пренебрегают. Такая нарочитая, несколько претенциозная небрежность, знаете.

Кстати, именно во время этой части я поняла, почему у балерины не должно быть большой груди. У одной из танцовщиц труппы именно такая и была. Простите, но естественное поведение этой части тела в тонком обтягивающем трико при каждом, даже небольшом прыжке изрядно отвлекает зрителя, вне зависимости от пола и предпочтений, от самого действа.

Третья часть вернула меня в ощущения от части первой, даже несмотря на то, что в ней больше некоторого смысла, чем в любой другой части "Впечатляя царя". 'La Maison de Mezzo-Prezzo' представляет собой странненькую такую буффонаду, пародию на аукцион, высмеивающую коммерциализацию, превращение предметов искусства в товары потребления. Что ж, что-то есть в самой идее (грубая коммерциализация искусства как раз ОЧЕНЬ характерна для Сингапура), но исполнение мне показалось не привлекательным, не тонким, попахивающим площадными представлениями.



Последние две части, 'Bonga Bonga Nageela' и 'Mr. Pnut Goes to the Big Top', фактически сливающиеся в одну, представляет собой какую-то сумасшедшую солянку из элементов совершенно разных национальных, классических и современных танцев, построенную вокруг отсылки к тому самому Св.Себастьяну со стрелой в пузе. Это смотрится как бессмысленное и совершенно безумное действо под ту самую "гвоздезабивательную" музыку с хип-хоп вставками. Но безумие и энергетика его зрителю нравится. Публика (включая моего мужа) была в лютейшем восторге, а мне уже очень хотелось домой. Держалась я только на знании, что эта часть точно последняя.



Кстати, вот эта спаренная часть, наверное, единственная, которую лучше было смотреть с мест повыше, там, где сидели мы, в отличие от остальных частей, которые следовало бы наблюдать поближе, будь у нас такая возможность.

В целом для меня весь этот постмодерн выглядит непривлекательным и непонятным. Мне не нравится отрицание ради отрицания, пересмотр прежних трактовок ради пересмотра, насмешка ради насмешки, провокация ради провокации, короче говоря, бессмысленная вторичность. В то же время я не любитель классического балета, но мне, как обычному человеку, хочется некоторого баланса между новизной и прежними традициями, пусть короткой, но связной и цельной в части эмоционального посыла зрителю истории.

Не думаю, что еще когда-нибудь захочу на подобную постановку Уильяма Форсайта, будь он хоть сто раз гением и революционером в современном балете.
Tags: не хлебом единым
Subscribe

  • Девайсы для волос

    В продолжение к последнему моему косметическому посту ( об уходе за волосами) хочу рассказать о двух новых девайсах, заказанных с ebay (каждый…

  • Корейская косметика в Сингапуре

    У меня тут внезапно закончилась эссенция Laneige, и я в очередной раз пошла в один из местных их бутиков. Один флакон 40 мл стоит 78 SGD. Дома…

  • Про кисти для макияжа

    Я очень долго уже пользуюсь кистями для макияжа отечественного производства (M-art). С тех пор, как купила себе полный набор, еще когда начала ходить…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 16 comments

  • Девайсы для волос

    В продолжение к последнему моему косметическому посту ( об уходе за волосами) хочу рассказать о двух новых девайсах, заказанных с ebay (каждый…

  • Корейская косметика в Сингапуре

    У меня тут внезапно закончилась эссенция Laneige, и я в очередной раз пошла в один из местных их бутиков. Один флакон 40 мл стоит 78 SGD. Дома…

  • Про кисти для макияжа

    Я очень долго уже пользуюсь кистями для макияжа отечественного производства (M-art). С тех пор, как купила себе полный набор, еще когда начала ходить…