inigo_montoiya (inigo_montoiya) wrote,
inigo_montoiya

Новый год в Австралии. Часть 2: Liveaboard

Хотя мы сначала съездили в Куранду, а потом уже отплыли на свой liveaboard, я хочу написать сначала про liveaboard и тем завершить повествование о пасмурных и дождливых днях нашей поездки.

Итак, рано утром 24 декабря мы выкатились со всеми своим скарбом ко входу хостела, откуда нас и забрал подъехавший миниавтобус Pro Dive Cairns. Нас привезли сначала в офис, где мы отметились в списках и оставили на хранение вещи, которые не нужны на лодке. Потом нас снова погрузили в миниавтобусы и отвезли к пристани, где мы сели на лодку ScubaPro II. Снимать было некогда да и нечего. Погода была плохая и не улучшалась с этого дня и до конца нашего пребывания на Рифе и в Кернсе.

В качестве картинки для привлечения внимания темный пасмурный снимок лодки, который я сделала, как видно, из воды.

PC240001

После погрузки нас и наших вещей и где-то 15-минутного ожидания разрешения отчалить мы отправились к месту первого погружения. Все туристы (а было нас 33 человека) и члены экипажа (еще 6 человек) собрались в кают-компании. Нас немного покормили и напоили кофе и чаем, а потом начался длинный и не очень интересный инструктаж. В конце концов нас распределили по каютам. Нам с Сашей несказанно повезло: каюта нам досталась на самой верхней, третьей палубе, рядом с капитанской рубкой. Там, конечно, качало сильнее, чем внизу, но зато было тихо и хорошо спать. К тому же, на 3 каюты и капитанскую рубку у нас было 2 туалетных комнаты с душем (то есть никаких очередей в санузлы). Каюты также располагались на уровне кают-компании и еще уровнем ниже. Говорят, на нижнем уровне спать было практически невозможно из-за шума от двигателей и остальной лодочной начинки.

Саша был неимоверно рад. Но скоро это прошло :D

Шкипер наш (капитан то есть) сразу же рекомендовал всем принять лекарство от морской болезни, даже тем, у кого ее никогда не было (ой, как он был прав: качало неслабо). Но, поскольку инструктаж был совсем не быстрым, это получилось сделать не сразу. В итоге где-то половину народу всю дорогу мутило, а парочку дам натурально тошнило (причем одна из них вообще не отходила от подветренного борта и не выпускала бумажные пакетики из рук всю дорогу и ничего не ела весь остаток дня). Члены экипажа курсировали туда-сюда, присматривая за всеми и держа бумажные пакетики на готове (на инструктаже нас также просветили, что и как делать и куда тошнить, если уж совсем плохо). Нас с Сашей тоже мутило, так что мы всю дорогу торчали снаружи, рядом с дайв-оборудованием, где сосредоточено таращились на горизонт и глотали водичку. В итоге для нас двоих все обошлось и мы даже умудрились немного вздремнуть.

В первый день мы ныряли на Milln Reef, на двух дайв-сайтах: Petaj Bommie и The Whale. Обычно я не особо рассчитываю на то, что утренний снорклинг будет хорошим, потому что по утрам видимость часто плохая (хорошая видимость по утрам бывает реже). Но здесь она была просто отвратительная, хоть и не "молоко". Посудите сами:

PC240004

Но оптимист во мне еще был жив, и я надеялась на то, что снорклинг на втором дайв-сайте будет получше. Так и вышло, хотя не могу сказать, что было хорошо. Риф на сайте The Whale был побольше и поближе к поверхности. Я прекрасно видела дайверов с нашей лодки:

PC240012

К слову (и к сожалению), группа туристов на лодке подобралась по большей части неопытная. Кто-то получал ступень AOWD, кто-то нырял раз-два в год и поэтому тратил весь воздух очень быстро, в целом люди не чувствовали себя комфортно в воде и часто паниковали, даже имея компасы и обучившись ими пользоваться. Последнее не удивительно: люди пугаются в воде при отсутствии хотя бы сколько-нибудь приличного опыта погружений и при том, что здесь НЕ ПРИНЯТО ОТПУСКАТЬ СО ВСЕМИ ДАЙВЕРАМИ ГИДОВ (поведение и отношение в духе: "Вода там, риф там, прыгайте, возвращайтесь на лодку через 60 минут или когда будет 50 бар"). Ну, на самом деле был один дайв-мастер, к которому могли присоединиться желающие, но с ним обычно уходила одна группа с детьми (на лодке была семья с тремя тинейджерами), а остальных разбивали на мини-группы по 2-3 человека, выдали компасы, научили ими пользоваться, проводили брифинги и отправляли в воду. При всем при этом Pro Dive объективно самая лучшая дайв-компания в Кернсе. Просто такие вот заморочки с дайвингом в Австралии.

Вот такие шедевры рисовал для брифингов один из членов экипажа, грубоватый бородач из Новой Зеландии по имени Лейтен :)

Саша всем этим был разочарован: никто не показывал ему морских животных, а когда он находил их сам и показывал своей группе, люди либо не могли разглядеть, либо не были заинтересованы. Было ощущение, будто они делают все это просто для галочки. Мы так и не поняли такого подхода: если так неуютно, страшно и неинтересно в воде, зачем так страдать? Можно было бы просто не ехать.

На меня все это не повлияло: больше всего я люблю снорклить в полном одиночестве. Просто с людьми на лодке в этот раз было совсем не интересно общаться.

Milln Reef, мягко говоря, не в очень хорошем состоянии:

PC240013

Зато рыбы крупнее, чем обычно встречаются в морях. Сладкогубы (одна из разновидностей) спят. Здесь также видно последние не так давно умершие кораллы на верхушке рифа. Видите? Они побелели.

PC240031

Вполне банальный попугай, но довольно крупный. К нему даже пристал немаленький такой губанчик-чистильщик:

PC240026

На самом деле смотреть было особо не на что. Разве что на рогатых морских огурцов, которые доселе нам не встречались:

PC240038

От скуки я снимала небольших медуз, количество которых с каждым днем все увеличивалось. На самом деле пасмурная погода обеспечила хороший свет на пару метров под поверхностью воды.

PC240041

Медуза лучше смотрится на видео (хоть YouTube и пережимает ролики безбожно):

Большой грибной коралл был главным ориентиром на дайв-сайте The Whale:

PC240043

На Milln Reef на Сашу внезапно напал титановый спинорог, та самая агрессивная рыба, которую боятся все дайверы. У спинорогов как раз начался период строительства гнезд и бдительной их охраны от любых предполагаемых супостатов. Саша даже не заметил, что проплыл над спинорожьим гнездом, просто вдруг почувствовал, что кто-то пихает его в ласты. Обернувшись, он узрел хорошо знакомую рыбу, кусающую его за ласты. Кстати, укусы спинорога - это серьезно. Всегда лучше подставлять ему ласту для укуса, он просто не успокоится, пока ему на зуб не попадется хоть какая-то часть "врага".

Вот такие следы зубов остались на ластах:

MOLDIV

В третий раз в тот день в воду я уже не пошла: скажем прямо, снорклить при таких волных было нелегко, а место было не слишком интересное. Саша же пошел еще и на ночной дайв, по сути единственный, который ему понравился за весь liveaboard. На ночной дайв все пошли уже с гидом, который, правда, все равно никого никому не показывал, а просто плыл вперед (если кто-то отстал - его проблемы). Саша искал интересное самостоятельно и в результате обнаружил маленькую перламутровую каракатицу, переливающуюся синим и красным, красных окуней, больших каранксов, крабов-отшельников, кучу коричневых коралловых крабов и креветок.

Собственно, так и закончился первый день. Мы старались не есть много, потому что симптомы морской болезни прошли не до конца. А было обидно: наш кок Педро готовил и подавал просто замечательную, вкусную, здоровую, прекрасно сбалансированную пищу (лучшая еда, которая когда-либо была у нас в поездках для "понырять"). Но мы отыгрались в последующие два дня, когда вестибулярка уже адаптировалась к качке :)

А, еще кое-что об особенностях дайвинга и снорклинга в Австралии. Перед тем, как вы прыгнете в воду с лодки, вас должны занести в ведомость. Когда вы возвращаетесь на лодку, вы в этой ведомости расписываетесь (подтверждаете, значит, что вернулись), докладывая, сколько времени провели в воде и сколько воздуха у вас осталось. При этом никто в жизни вам не поможет выбраться на лодку: ни ласты не примут, ни из воды не вытянут. Не умеете, двигаетесь, как неуклюжий тюлень на суше, это ваши проблемы. Одну дайвершу, у которой внезапно заболели уши, я вытаскивала на платформу лодки сама. Да и то смогла помочь только потому, что вылезла перед ней. С ластами человек справился, но, видимо, так устал в воде, что не мог подняться по лесенке со всем барахлом и баллоном на спине после нескольких безуспешных попыток. Никого из экипажа в этот момент на открытой части палубы не было.

В общем, вот как это происходит (в лучших австралийских традициях, без шуток):

Сочетание удивительное: такая бюрократия и такой пофигизм (у нас даже не спросили ни разу, есть ли у нас расширенная медицинская страховка для водных активностей). Конечно, если не умеешь, не нужно соваться в океан, но, с другой стороны, не берите тогда на лодку тех, кто не умеет! В этом смысле подход Scuba Junkie Komodo нам куда больше импонирует.

Утро второго дня погодой не радовало. Вид из окошка каюты:

В дополнение к погоде за завтраком шкипер объявил нерадостную новость: накануне вечером ветер серьезно усилился, была гроза и пришвартованное по соседству судно (ScubaPro I) просто оторвало от якорей и унесло. В результате они вынуждены были отменить всю поездку и вернуться в Кернс. Нам повезло больше: мы с самого начала прикрепились к трем большим бетонным блокам на песчаном дне и нас никуда не унесло. Но до улучшения погодных условий мы должны были оставаться на месте по соображениям безопасности. В итоге мы проторчали на Milln Reef еще полдня. Я решила не лезть в воду при таком ветре и волнах в том же самом неинтересном месте.

После обеда погода немного улучшилась и шкипер решил, что можно двинуться к другому рифу. После короткого перехода мы очутились на Flynn Reef, дайв-сайте Gordons. Там Саша нашел мурену и ската, встретил шишколобых попугаев, маленьких крабов и креветок. А я повстречала двух необыкновенно деловитых и абсолютно бесстрашных черепах.

Первую черепаху я заприметила, когда она всплывала и, очевидно, собиралась глотнуть воздуха. Она не обратила на меня ни малейшего внимания (хотя я была довольно близко), сделала, что собиралась, и удалилась в синюю толщу воды:

Вторую черепаху я обнаружила почти сразу после этого: она спокойно паслась на рифе подо мной. Пришлось немного подождать, прежде чем она решила подняться к поверхности.

PC250087

Терпение мое было вознаграждено: черепаха оказалась еще более бесстрашной и всплыла прямо перед моим носом (я могла бы дотронуться до нее, протянув руку и едва шевельнув ластой). Больше того: глотнув воздуха, она незамедлительно вернулась к решению проблемы собственного пропитания, слопав медузу прямо на камеру :)

Надеюсь, что вас не укачает от просмотра моих подводных видео. Они еще удивительно стабильными вышли при том, как меня колбасило океанскими волнами и норовило отнести не очень сильными, но ощутимыми течениями. К тому же время от времени какая-нибудь волна смачно лупила меня в лоб, в бок головы и даже в затылок, норовя смыть с меня маску... Условия для снорклинга, конечно, были поганые, хоть я и справлялась. Потом Лейтен даже назвал меня экстремальным снорклером за то, что я невозмутимо лезла в воду, плавала там, а потом еще и спокойно возвращалась на лодку, ни разу не позвав никого забрать меня на моторке.

Черепахи - лучшее, что я увидела и сняла в течение трехдневной поездки liveaboard на Большом Барьерном Рифе. Но была рада и этому, больно уж уныло было в целом.

На Flynn Reef мы остались до утра следующего дня, так что в воду я больше во второй день не полезла. Было скучно, в промежутках мы валялись в каюте, спали и смотрели фильм о кораллах на Netflix. Ночной дайв отменили, потому что погода снова ухудшилась.

Не очень хорошее настроение усугубило то, что к концу второго дня беспрерывное нахождение на лодке без возможности удалиться от людей стало меня существенно тяготить. Конечно, празднование рождества, которое устроил экипаж лодки, добавил к моему приступу мизантропии (хотя, надо отдать должное, празднование не было навязчивым или каким-то излишне громким). Думаю, еще сыграло роль то, что ни с кем из людей на лодке нам не было интересно общаться. Тогда я поняла, что liveaboard просто не для меня, и что снорклеру в таких поездках делать совершенно нечего. Очень радовалась, что в качестве первой пробы мы взяли такой короткий liveaboard.

К слову, мы были не единственными мизантропами на лодке :) Были еще и китайцы, которые держались особняком (один из них традиционно уже таращился на меня всю поездку, так и не решившись спросить, китаянка я или нет), семья финнов, в которой родители явно страдали на лодке и подписались на все это только из-за своей молодой общительной дочери, и пара совершенно необщительных американцев (вот это вообще поразительно было для нас).

На третий день погода была немного лучше. Но небо так и не прояснилось.

После утреннего погружения на прежнем месте мы передвинулись на другой дайв-сайт того же рифа, Tracey Bommie. Я решила посмотреть, что там есть, но ничего интересного не нашла. Было ужасно неприятно продираться сквозь толстый слой медуз, массово сбившихся вокруг лодки. Я даже перчатки надела, чтобы без страха отодвигать их руками. Прокладывать путь через медуз головой было мерзко. Не потому, что они жалятся, - лоб, уши и шея были надежно закрыты, - а потому что они, несмотря на свою кажущуюся воздушность, довольно жесткие и прикасаться к ним неприятно.

Верхушка Tracey Bommie оказалась абсолютно и очень давно мертвой. Настоящее кладбище:

PC260118

Чуть ниже еще остались кое-какие живые кораллы. Но макушка была совершенно мертва.

Здесь мне попалась одна небольшая тридакна:

PC260107

И от скуки я снимала делового попугая. Здесь можно даже разглядеть его клюв:

PC260144

На видео чуть лучше видно:

При возвращении на лодку мне снова пришлось грести медуз в стороны. Бррр...

Мы быстренько помыли свое оборудование (хорошо, что нам дали такую возможность, иначе у нас было бы одной головной болью больше по возвращении в Кернс), пообедали, сложили сухие вещи и спустили их в кают-компанию.

В тот день я напоследок сняла рыб, которые постоянно паслись вокруг лодки в ожидании, когда мы начнем полоскать тарелки после приема пищи:

Перед обратной дорогой мы перестраховались и допили лекарство от морской болезни, но можно было этого и не делать: на третий день мы уже вполне нормально переносили качку. По пути в Кернс снова усилился ветер и пошел ливень, но добрались до причала мы вполне по расписанию. Миниавтобусы Pro Dive отвезли нас в офис, где мы забрали свои чемоданы, а потом забросили в хостел. Нам предстояла ночевка и вылет в Сидней на следующий день.

В день возвращения на сушу в Кернсе поливало так, как в Сингапуре не поливает, еще и без перерыва. Прогноз обещал минимум неделю такой погоды, так что мы были очень рады отъезду в Сидней (фид в моем инстаграме свидетельствовал о том, в Сиднее солнечно). Я спросила девушку из Брисбена, нормальная ли это погода для декабря, и она ответила, что да, для этого месяца на этом побережье это вполне стандартная погода. Хотя потом другие австралийцы утверждали, что с погодой нам жутко не повезло. В общем, мы махнули на эти противоречивые показания рукой и решили, что на Большом Барьерном Рифе больше нырять не будем. Стоит это очень дорого, сервис австралийский очень, хм, своеобразный, а Риф (по крайней мере, те части внешнего Рифа, на которые вывозят туристов) почти весь мертвый. Это грустное зрелище, но, боюсь, делать на ББР нечего, если вы турист, а не исследователь, которого пустят в заповедные зоны, куда остальным нет доступа.

Мне кажется, что ББР привлекает туристов всего лишь своей былой славой. Игнорируя все эти удивительные документалки о ББР, его смело можно вычеркивать из списка хороших мест для дайвинга и снорклинга. Собственно, опытные дайверы, с которыми мы ныряли в национальном парке Комодо в ноябре, предупреждали нас, что ББР не представляет собой ничего интересного для туриста. Но мы все же решили поставить галочку напротив пункта "понырять на Большом Барьерном Рифе" и самолично убедиться, что потратить туристический бюджет можно с куда большим удовольствием, ныряя у Комодо.

Продолжение следует...
Tags: Австралия, Большой Барьерный Риф, дайвинг и снорклинг, путешествия

• Косметический пост

О косметике я толком не писала (о, ужас!) почти целый год. Это не значит, что я не пробовала новые средства. Еще как пробовала. Но уже без прежнего…

• Размышления о косметике

Это ж надо было перепробовать кучу косметики, в том числе весьма недешевой, чтобы в итоге, понаблюдав за состоянием кожи после поездок на…

• MAXCLINIC Cirmage lifing stick

Давно я не писала предметных отзывов о косметике. Пора это исправить, тем более, что в руках у меня оказался нашумевший продукт: подтягивающий стик…