inigo_montoiya (inigo_montoiya) wrote,
inigo_montoiya
inigo_montoiya

Categories:

Уикэнд в Бангкоке. Часть 2: Дома-музеи Бангкока.

Старинные дома-музеи, как правило, не привлекают множества туристов, и, по-моему, очень зря. Впервые в традиционный азиатский дом-музей (именно жилой дом, а не коллекцию тиковых строений с предметами старины, как дом Джима Томпсона) мы попали в Ханое, а самым впечатляющим домом-музеем для меня стал музей Баба-Нонья в Малакке (снимать там не разрешают, но это место стоит того, чтобы его посетить). С тех пор я не обхожу вниманием подобные объекты в городах, которые мы посещаем: находясь в них, будто совершаешь путешествие в прошлое. А в центре Бангкока, оказывается, целых три таких достопримечательности.

Дом-музей Мом Раджавонгсе Кукрита или М.Р. Кукрита как раз один из них. Мом Раджавонгсе (не уверена, что переложение на русский правильное, равно как и фамилия владельца, ну да ладно) – это не имя, а один из титулов, которые носили члены королевской фамилии, причем титулы различались в зависимости от степени и типа родства. Отец М.Р. Кукрита был родственником тайского короля со стороны отца, а его мать была из семьи влиятельного министра.

Вход в музей платный, по 50 тайских бат с человека.

_DSC2643

Сам Кукрит был весьма разносторонним человеком: он был солдатом, государственным деятелем (даже занимал одно время пост премьер-министра и создал первую политическую партию Таиланда), писателем, лектором, танцором, фотографом, радиокомментатором, экономистом, культурологом и даже владельцем отеля. Он получил британское образование, но всегда оставался приверженцем сохранения тайской культуры; даже танцы, которыми он занимался, были именно традиционными тайскими танцами. Умер он в возрасте 84 лет, оставив потомкам не только плоды его деятельности, но и свой дом, который ныне превращен в музей и официально признан министерством образования Таиланда как «Дом важной персоны».

Дом М.Р. Кукрита располагается на двух акрах земли и сохранен таким, каким он был при жизни хозяина. Это традиционное тайское жилище, которое располагается в пяти отдельных тиковых постройках на сваях. В состав дома входит также большой холл для приема гостей и мероприятий, традиционный садик и сад с лужайкой позади дома. Кукрит, подобно Джиму Томпсону, привозил эти постройки из разных мест, начиная с 1960 года, и собирал все жилище в течение 20 лет.

На этой фотографии можно увидеть как раз традиционный тайский садик со скульптурами и миниатюрными деревьями «май дат» (похожи на японские бонсай-деревья, но не то же самое), а на заднем плане – холл для мероприятий. Солнце уже светило ярко и свет стал очень жестким, так что снимали мы не особенно много.

_DSC2622

Этот дом действительно был жилым домом реального человека, а не просто музеем, украшенным для демонстрации туристам. Он демонстрирует образ жизни состоятельного члена тайского общества, который вряд ли можно увидеть где-либо сейчас. В нем собраны памятные для хозяина предметы, фотографии, рисунки, книги и разная утварь.

_DSC2625

Эту статую я окрестила про себя Венерой Тайской. Думаю, понятно, почему.

_DSC2624

В нескольких помещениях дома стоят подобные столики со стульями вокруг. Возможно, хозяин работал за ними, а, может быть, обсуждал что-то со своими гостями.

_DSC2641

На первом этаже, под жилыми постройками (фактически это действительно пространство под домом, которое также было превращено в пространство для приема гостей, кабинет и зону отдыха; там также устроено две туалетные комнаты) можно увидеть множество портретов хозяина дома. В том числе с собаками. В доме было не так уж мало статуй, фотографий и рисунков собак. Полагаю, Кукрит очень любил собак и держал как минимум двух псов.

Каждое помещение в доме выполняло свою функцию: спальня, семейное святилище, гостиная, комната для чтения (здесь же находилась небольшая библиотека, собранная хозяевами), гостевая комната и прочие. Чтобы войти в них, нужно разуться.

_DSC2638

В одной из таких комнат (должно быть, гостиной) были портреты предпоследнего тайского короля, а также фотография, на которой хозяин дома преклонил колени перед королем, видимо, посетившим его дом (тут-то мы и заподозрили, что М.Р. Кукрит не простой человек)

Немного предметов тайского искусства из дома Кукрита:

_DSC2633

Вот эта деревянная статуэтка меня просто покорила:

_DSC2635

Тоже интересная, но не такая впечатляющая:

_DSC2637

По дому расставлены кадки с водой и цветами:

_DSC2632

На открытой площадке второго этажа дома есть маленькая беседка для наблюдения за птицами. С нее открывается вид на сад за домом с лужайкой и на маленький заболоченный прудик с лотосами:

_DSC2631

Можно спуститься к прудику и поискать птичек, прячущихся в зарослях вокруг пруда. Или поглазеть на очередные статуэтки и растения в горшках:

_DSC2626

Лотосы в пруду уже активно отцветают:

_DSC2627

Из беседки в саду позади дома можно посмотреть на все жилище. Вокруг возвышаются вполне современные многоквартирные дома с охраной, в которых, судя по встреченным по пути к дому людям, квартиры снимают живущие в Бангкоке иностранцы.

_DSC2630

Напоследок снимаю старинные расписные ставни (то есть, я думаю, что это ставни):

_DSC2640

Покидая дом М.Р. Кукрита:

_DSC2642


Вторым пунктом в нашем «путешествии в прошлое» стал Дом-музей жителей Бангкока. Он так и называется: Bangkokian Museum. Хотя в брошюрах почему-то написано «Bangkok Folk Museum» («Краеведческий музей»).

_DSC2655

Этот музей был устроен по инициативе госпожи Арчан Варапорн Суравади, владелицы дома, которая унаследовала его после смерти своей матери и пожелала оставить дом для целей ознакомления новых поколений с образом жизни семьи среднего класса в Бангкоке во второй половине XX века. Вход сюда совершенно бесплатный, нужно только зарегистрироваться в журнале посещений.

В музее четыре отдельных здания, и в первом здании проживало само семейство Суравади. Пожалуй, оно самое интересное.

_DSC2656

Это, конечно, уже не традиционное тайское жилище. В тот период жители Бангкока уже предпочитали строить дома в западном стиле. Строительство этого дома в 1973 году обошлось в 2400 тайских бат. Позже дом достраивался: к нему пристроили западное крыло со спальней на втором этаже и столовой на первом.

Крыльцо довольно милое, с видом на лужайку перед домом. Чтобы подняться на него и войти в дом, конечно же, нужно разуться:

_DSC2661

Веранда, комната в передней части дома, что было характерно для тайских домов того периода. Здесь принимали гостей:

_DSC2658

Прямо за верандой столовая. Здесь под стеклом хранится старая фарфоровая посуда хозяев:

_DSC2667

Ставни здесь устроены так, чтобы защищать от солнца, но впускать в помещение свежий воздух (окна выходят на беседку во внутреннем дворе и маленький водоем):

_DSC2659

На первом этаже также находится гостиная и холл с часами (правда, жарким днем свет там был не очень). А еще старая туалетная комната!

_DSC2660

Второй этаж. Спальня бабушки хозяйки дома. В ней еще находится старинное трюмо с щетками и флакончиками от парфюмерии, тоже старинными.

_DSC2663

Самая большая из спален была спальней матери хозяйки дома. Кровати в ней уже нет, зато есть вот такое прекрасное трюмо (помимо шкафа со старыми дамскими сумочками и ридикюлями):

_DSC2668

Спальня старшей сестры хозяйки дома. Та самая, в пристроенном западном крыле, над столовой. Эта комната предназначалась для сестры, которая возвращалась домой после учебы в США:

_DSC2664

На стене висит фотография женщины, которая явно позировала, но в тот момент, когда ее сняли, отвела взгляд от камеры. А, может, так и было задумано:

_DSC2666

Этот дом понравился мне больше всех из тех, что мы видели в эту поездку. От него прямо веет какой-то… индивидуальностью. Если бы не таблички и стеклянные витрины да чуть побольше мебели, было бы полное ощущение, что семья все еще живет здесь.

Вторая постройка представляет собой двухэтажное деревянное здание, построенное в том же стиле, что и первый дом. Здесь жил и работал Фрэнсис Кристиан, доктор индийско-британского происхождения, который был первым мужем матери хозяйки дома.

_DSC2692

На втором этаже была спальня доктора и маленькая комната для медицинских осмотров:

_DSC2690

Из окна открывается вид на беседку во дворе:

_DSC2691

А на первом этаже он принимал пациентов, но здесь меня заинтересовали лишь фотографии на стенах:

_DSC2686

В 1929 году доктор Кристиан умер. Его дом не использовался семьей Суравади для личных целей, только сдавался в аренду.

Третье здание выглядит сравнительно новым, и в нем действительно устроен краеведческий музей. На полу старая потертая плитка. Но все равно придется разуться, чтобы войти.

_DSC2681

На первом этаже собраны предметы старины, найденные в Бангкоке. Разная утварь и вещи. Много. Например, старинный тайский батик:

_DSC2675

Плетеные корзины:

_DSC2679

Мотыги, орудия труда, систему сбора дождевой воды в бочку и многое, многое другое также можно увидеть на первом этаже. В глаза бросается, что раньше вещей было намного меньше, поэтому их берегли, не выбрасывали, использовали снова и меняли (если могли), только когда они больше не могли выполнять своих функций. Наверное, флаконы из-под духов хранили, потому что духи были редкостью:

_DSC2682

Интересно, зачем хранили жестяную банку из-под помады для волос…

_DSC2683

На втором этаже находится некий зал для мероприятий и комната с фотографиями, многочисленными информационными стендами, моделями разных устройств, старым оружием и прочим барахлом. В целом это здание самое неинтересное из тех, что входят в этот дом-музей.

_DSC2685

А в четвертом здании, которое когда-то служило семье Суравади кухней, нынче устроен офис музея. Единственной его достопримечательностью был безмятежно спящий котейка:

_DSC2672


Третий дом-музей, в котором мы были в Бангкоке, Дом Камтиенг, скорее музей, чем дом, просто он был построен по типу традиционного тайского жилища в 1844 году.

_DSC2732

В доме собраны атрибуты повседневной жизни людей королевства Ланна (оно же Ланнатай), средневекового государства, которое располагалось на севере современного Таиланда. Вход сюда платный, аж 100 тайских бат со взрослого носа.

Мы пришли к самому открытию, когда служитель музея убирал с искусственной лужайки листья вот таким оригинальным способом:

_DSC2737

Лучше бы он подметал, конечно, потому что в результате применения такого метода уборки листьев (струей воды из шланга) в зарослях вокруг лужайки развелась сырость и, как следствие, комары, которые изгрызли мне все ноги…

Издалека кажется, что это пушка. Но вроде бы это барабаны.

_DSC2735

Осматриваем весь первый этаж. Корзины разных форм, видов и размеров. Как вы думаете, для чего они предназначены?

_DSC2739

Оказалось, что для ловли рыбы и мелких животных!

_DSC2796

Народ Ланна употреблял в пищу крупных животных и птиц (свиней, буйволов и кур) только по специальным случаям. А в обычной повседневной жизни люди если рыбу, крабов и креветок, мелких животных, которые водились в полях, например, кротов. Ловили всю эту живность именно такими корзинами. Их до сих пор используют в деревнях на севере Таиланда.

Ритуальные статуэтки из дерева, должно быть, символ плодородия. Мужские:

_DSC2742

И женские:

_DSC2744

Женщины Ланна красили шелк, а формулы красителей нередко держали в строгом секрете. Краски изготавливали из дерева, кореньев, листьев, семян, плодов и цветов, которые росли в деревне и лесах вокруг. Красный и розовый пигмент добывали из определенных жуков.

_DSC2791

Женщины также занимались ткачеством. Вот такие полотна с орнаментом, например, ткались для передачи в монастыри:

_DSC2788

Традиционный тайский дом в миниатюре из глины:

_DSC2793

И даже целая сценка-зарисовка из сельской жизни народа Ланна:

_DSC2795

На втором этаже повеселее (однако, опять же, будьте готовы разуться, чтобы подняться). Здесь гораздо больше предметов быта и народного творчества Ланна.

_DSC2782

Сельское хозяйство, конечно, было основным занятием деревенских жителей. Как хранили урожай:

_DSC2745

Загадочные специи:

_DSC2746

Еда, конечно же, не настоящая. Всего лишь муляжи.

_DSC2755

Люди, жизнь которых зависит от урожая, конечно же, почитают божеств, ответственных за этот самый урожай. А главный продукт для Ланна – рис. Поэтому отдельная комната в музее полностью посвящена рису:

_DSC2748

Крестьяне даже исполняли специальный ритуал призыва рисовой богини перед статуэткой, ее изображающей:

_DSC2751

Жилища народ Ланна украшал резьбой:

_DSC2756

А мужские тела – татуировками:

_DSC2763

Татуировки выше пояса представляли собой магические заклинания, геометрические рисунки и символы животных, которые должны были защитить носителя от препятствий или злых сил. А татуировки ниже пояса были предназначены для повышения привлекательности их носителя.

_DSC2765

У народа Ланна был матриархат. То есть дома управлялись женщинами и передавались по женской линии, как правило, младшей дочери. Женщины пользовались особым уважением в обществе как хранительницы духов предков, а также как умелые ткачихи и вышивальщицы. От этих навыков часто зависело их положение в обществе.

_DSC2766

Молодую девицу гораздо больше ценили за то, сколько полотна она соткала, нежели за ее внешнюю красоту. Ее навыки и мастерство были видны всем, когда она выходила из дома в собственноручно сотканной и вышитой юбке. Дизайн вышивок отличался от местности к местности и даже мог стать эмблемой деревни, из которой происходила мастерица.

_DSC2769

Осмотрев экспозицию, мы еще какое-то время постояли на террасе второго этажа, покормили комаров.

_DSC2780

Все-таки удивительно смотрятся старые традиционные здания на фоне современных небоскребов из стекла и металла:

_DSC2781

Саше больше всего понравился вот этот, третий дом-музей. Что ж, он и правда хорош. Но все же это музей, а не жилой дом, который носит на себе отпечаток жившего когда-то человека или целой семьи.

Продолжение следует…
Tags: Бангкок, Таиланд, путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments