inigo_montoiya (inigo_montoiya) wrote,
inigo_montoiya

Боробудур, Прамбанан и прочие храмы.

На второй день пребывания в Джогдже мы решили взять в отеле машину с водителем и отправиться в храмы Боробудур и Прамбанан, самые посещаемые достопримечательности Индонезии. Поэтому, наверное, вход сюда сравнительно дорогой: в районе 20 долларов США с человека. На деле нам удалось увидеть даже больше храмов.

Посоветовавшись с водителем, первым делом мы отправились в Боробудур. После часа езды по городу и немного по сельской местности мы, наконец, достигли цели:

top_0

Древний храм Боробудур, переживший уже не одно восстановление (в том числе благодаря сэру Раффлзу, которому до всего было дело, а также еще одному энтузиасту из «ненавистных голландских оккупантов») считается вторым по величине буддистским храмом в мире после Ангкор-Вата. Но если вы бывали в Ангкор-Вате, Боробудур вряд ли произведет на вас большое впечатление, хотя и представляет собой весьма необычное строение. Больше всего это заметно с высоты птичьего полета. Своего дрона для фотографирования сверху у нас нет, так что приложу фото из интернета:

По-моему, он похож на торт…

Если у вас голые коленки, на подходе к храму полагается завернуться в саронг. Я не заворачивалась, поскольку предусмотрительно надела штаны подлиннее ☺

В честь понедельника количество туристов было очень невелико. Так что нам повезло. Правда, утром спереди храм освещен слишком ярко и не слишком выгодно. Но это не мешало туристам активно фотографироваться на его фоне.

С земли Боробудур походит на огромную ступу, к вершине которой можно забраться, идя по восьми ярусам строения по часовой стрелке. Собственно, буддистские паломники так и делают, проходя каждый ярус семь раз и молясь. Все ярусы украшены нишами с буддами внутри.

Тем временем, с обратной стороны храм приводят в порядок. Моют, чистят и скребут.

Левушки в самом низу. Интересно, что в каждой стране всегда по-своему изображали левушек.

Обойдя вокруг храма снаружи, мы, наконец, начали восхождение. Надо сказать, барельефы на нижних ярусах поражают своим разнообразием. В Ангкор-Вате мы такого не видели. Говорят, они повествуют о разных этапах жизни Будды.

Когда-то во всех нишах прятались статуи Будды. Сейчас заняты не все. Ну или не у всех обитателей ниш сохранилась голова.

Занятно, что на стенах Боробудура можно увидеть много мужских фигур с весьма пышными усами и бородами. Нечто нестандартное для ЮВА, надо сказать.

Вот, например, целая толпа таких усачей-бородачей:

Наверняка знатоки буддизма смогли бы истолковать все эти барельефы. Нам же, как полным профанам, оставалось только наслаждаться их видом:

Животные тоже нередко выступают персонажами барельефов Боробудура. Львы, по обыкновению, кого-нибудь пожирают. То овец:

То птиц:

Не знаю, к сожалению, что это за существо с телом человека и птичьим клювом:

Корабль. На каких-то барельефах даже были весьма оригинальные акулы.

Головы каких-то мифических существ украшают стены:

Чем выше поднимаешься, тем однообразнее становятся сюжеты барельефов. Зато видно гору, в очертаниях которой местные жители (очевидно, обладающие очень богатым воображением) умудряются разглядеть спящего Будду.

Под одним из выступов прикорнул необычайно яркий мотылек:

Наконец, мы наверху, среди 72 полых ступ.

Внутри каждой из ступ по статуе Будды. Одна оставлена открытой в демонстрационных целях:

К тому времени, как мы добрались до вершины, поток посетителей стал заметно увеличиваться:

После успешного восхождения мы спустились и отправились в музей Боробудура.

В музее хранятся фотохроники восстановления храма и оригинальные обломки, которые удалось собрать и сохранить. Внутри здания музея фотографировать запрещено, но большинство обломков хранится во дворе:

На территории комплекса имеется еще один музей с репродукцией и макетом некоего старинного кораблика, но там совсем не интересно.

Следующим пунктом в нашем плане было посещение другого крупного храма, Прамбанана, но примерно в трех километрах от Боробудура имеется еще один крошечный буддистский храмик, в который нам посоветовал зайти наш водитель (все равно нам было по пути). Это был Мендут, храм девятого века при монастыре в одноименной деревне.

Исследователи говорят, что между Боробудуром, Мендутом и еще одним храмом под названием Павон, в который мы не поехали и который находится между первыми двумя, есть связь; если посмотреть на карту, то расположены они на одной прямой линии.

Внутри Мендут, несмотря на свои скромные размеры, оказался самым интересным среди всех. В нем, под пирамидальным сводом, помещаются три статуи, отделенные от посетителей перегородкой из оргстекла:

Потолок высооокий:

Долго находиться внутри Мендута тяжело из-за очень высокой влажности. Так что вскоре мы отправились дальше, к Прамбанану, тем более, что путь предстоял неблизкий: ехать нужно было аж полтора часа (Прамбанан расположен не далеко от города, ближе, чем Боробудур, просто по другую его сторону).

Прамбанан представляет собой целый комплекс раннесредневековых индуистских и буддистских храмов, поменьше, побольше и примерно таких же, как Мендут.

Прамбанан делит территорию с еще тремя храмовыми комплексами, но осмотр начинается именно с него, потому что он ближайший ко входу. Светило некрасивое полуденное солнце, поэтому фотографирование храмового комплекса целиком мы отложили до того момента, когда окажемся с другой стороны от него. А в начале мы ограничились «кусочными» снимками ☺

Кажется, это самый крупный храм Прамбанана:

Барельефы Прамбанана тоже замечательные. В нишах наружных стен помещаются маленькие, но грозные львы:

Мифические гарпии посиживают под мифическими деревьями:

Внутри храмов барельефы не менее занимательные:

Битва обезьян с акулами. Или мифическими морскими чудовищами, макарами:

Я бы предположила, что это царь обезьян Хануман, но больно уж когтистые у него пальцы на ногах:

И здесь усачи-бородачи. Только какие-то грозные.

В центральные помещения храмов тоже стоит забраться, полюбовавшись предварительно на оформление лестниц:

И входов в центральные святилища:

Внутри каждого храма когда-то были статуи разных богов. По-моему, это многорукая богиня Дурги из главного храма, она же Лоро Джонгранг или Стройная Дева:

Некоторые храмы Прамбанана в строительных лесах. Довольно активно идет восстановление.

Вдоволь налазившись по храмам, мы покинули Прамбанан, сняв его напоследок:

Из других храмовых комплексов ближе всего к Прамбанану находится Лумбунг. Его уже частично восстановили, но народу там нет. Он совсем маленький, всего несколько крошечных храмиков:

Следующий комлекс, Бубрах, посмотреть не удалось: там вовсю кипят строительные работы, снует строительная техника и рабочие.

А вот последний, четвертый комплекс под названием Севу уже в неплохом состоянии. К тому же, он был великолепно безлюдным, поэтому там мы задержались.

Ворота Севу под охраной ☺

Не все еще восстановлено. Но все равно в Севу хорошо.

Единственная причина, по которой здесь почти нет туристов, кроется в том, что Севу самый дальний от входа на огороженную храмовую территорию.

Центральный храм Севу уже восстановлен. Видимо, поэтому деятельность здесь не такая кипучая (рабочие не спеша работают над храмами по краям комплекса Севу).

В нишах можно отыскать фрагменты интересных статуй:

А внутри храмов – колонны и барельефы с вазами, которые почему-то напоминают о Греции:

Вышли с другой стороны центрального храма Севу и увидели еще парочку любопытных туристов, у которых хватило сил дойти до конца ☺

Если отойти подальше и оглянуться назад, можно увидеть, казалось бы, беспорядочно наваленные кучи обломков. Там располагались храмы поменьше, их тоже потихоньку восстановят.

На пути назад можно заглянуть в огромный загон со стадом оленей. Не знаю, зачем они там. Животные выглядят не шибко ухоженными и несколько оголодавшими, но в целом бодры и не пугливы.

Рядом, в маленьком загоне разместился изнывающий от жары и солнца казуар.

Предполагаю, что когда закончатся работы по восстановлению всех четырех храмовых комплексов, животных выпустят гулять среди них. Правда, вряд ли это случится скоро. Правительство Индонезии выделяет ресурсы на восстановление храмов, но работа идет не слишком торопливо.

Вот так, галопом мы и осмотрели целых три храмовых комплекса и один отдельно стоящий храм вокруг Джогджи. Конечно, если вы живо интересуетесь буддизмом, индуизмом, археологией или историей региона, одного дня для осмотра вам не хватит. Но мы за время жизни в Азии немного «переели» всех этих храмов, поэтому осмотра в таком режиме нам было более чем достаточно.