inigo_montoiya (inigo_montoiya) wrote,
inigo_montoiya

Дайвинг у Борнео. Часть 1: Сипадан.

Двухдневный дайв-тур на Сипадан и еще один остров близ Борнео (он же Калимантан) мы задумали почти спонтанно, всего за 4 недели непосредственно до самой поездки. Благо, что вопрос транспорта в регионе решается достаточно легко: мы решили добраться автобусом из Сингапура до Куала-Лумпура, а уже оттуда вылететь в город Тавау, что находится в малазийском штате Сабах, на северо-востоке Калимантана.

Дайв-тур, в который входило и проживание, мы взяли у Sipadan Scuba онлайн. Мы предпочли тур самостоятельной поездке после того, как нам посоветовали именно такой вариант, если мы хотим гарантировано понырять около Сипадана. Штука в том, что воды вокруг Сипадана, крошечного островка, который когда-то был вершиной уже давно потухшего вулкана, являются национальным парком, и въезд в него ограничен. Заявки на посещение могут подавать только турагентства, и там могут погружаться с аквалангом или нырять с маской всего 120 человек в день.

Итак, 22 июня в 7 часов вечера мы сели в практический пустой (с пятью пассажирами, включая нас) рейсовый автобус до Куала-Лумпура и наше путешествие началось. До здоровенного автобусного терминала TBS в столице Малайзии мы доехали довольно быстро, и даже успели сесть на последний аэроэкспресс от терминала.

Аэроэкспресс в Куала-Лумпуре просто отличный:

Нам нужно было добраться до KLIA2, новенького лоукост-терминала куалалумпурского аэропорта, которому едва исполнилось два года. Честно говоря, KLIA2 просто замечательный. Особенно, если сравнить его с прежним лоукост-терминалом, где базировалась знаменитая авиакомпания AirAsia. Старый терминал больше всего походил на грязный, затхлый ангар на отшибе, а вот KLIA2 – вполне современный, здоровенный терминал с кафе, магазинами, лаунжем и даже парочкой вполне доступных по цене капсульных отелей. Правда, двух капсульных отелей явно не хватает: к нашему прибытию место осталось только одно да и то в женском кубике. Поэтому время до утреннего вылета в Тавау нам пришлось коротать в Starbucks.

Никогда не угадаешь, как исковеркают твое имя славные работники Starbucks:

Просто на сидениях в нижнем этаже KLIA2 мы побоялись разместиться из-за краж: недавно один из Сашиных коллег вернулся из отпуска на 4 дня позже, потому что в KLIA2 у него утащили документы на всю семью… Не хотелось бы заснуть там случайно, а потом хватиться паспортов и денег. Кстати, оборудование, которое мы сдавали в багаж, мы завернули в полиэтилен (популярный сервис в KLIA2), опасаясь, что из сумки с дайв-барахлом что-нибудь сопрут. Это, между прочим, недурной индикатор наличия/отсутствия проблемы воровства: обычно, если такая проблема есть, то сервис упаковки багажа в полиэтилен существует и пользуется популярностью.

Три часа в жуткой холодрыге самолета AirAsia, и мы в Тавау. У выхода из зоны прибытия нас встретил водитель от Sipadan Scuba, и часа полтора мы ехали по полураскопанным дорогам до пристани в городе Семпорна, у которой и находится Holiday Dive Inn, в котором нам предстояло остановиться.

Несмотря на невысокие ожидания, отель оказался не так уж плох. В конце концов, номер оказался больше, чище, новее, удобнее, а также дешевле, чем комната в гест-хаусе в Малакке. Holiday Dive Inn оказался подходящим для дайв-поездки: в двух шагах куча дайв-центров, а также супермаркет Giant, в котором внезапно продается ОВСЯНКА! И даже быстрого приготовления! Получился сюрприз: мы-то в этот раз взяли с собой из Сингапура органические безглютеновые мюсли, протеиновые батончики и овсянку, чтобы не питаться жуткой местной едой все время.

В общем, мы пообедали в неком "Семейном кафе II" неподалеку от отеля, немного поспали, чтобы скомпенсировать отсутствие нормального сна ночью, а потом решили пройтись к пристани.

Лодки как обычное транспортное средство. А что еще делать, если живешь на одном острове, а работаешь на другом?

Желающие могут даже купить собствнное корытце. Вот лодка справа как раз на продажу:

За лодками видна гостиница на сваях. На самом деле это здоровый комплекс с гостиницей, ресторанами, лавочками и дайв-центром, который гордо именуется Океаническим туристическим центром Семпорны:

Для ужина час был еще ранний, поэтому везде было пусто.

Но сувенирная лавка работала:

В этом туристическом центре на сваях мы увидели не очень живописную, но впечатляющую своими размерами раковину моллюска. Она была так велика, что из нее сделали раковину сантехническую:

Больше ничего любопытного в туристическом центре не было, так что мы отправились обратно в отель по набережной: нужно было собрать принадлежности для дайвинга и снорклинга в сетчатую сумку и хорошенько выспаться. В отпуске мы обычно ложимся рано, как раз когда остальные люди только-только выходят поужинать или выпить:

На следующий день утром мы погрузили все барахло, баллоны с воздухом и себя на небольшой катер, запаслись лицензией, полагаю, на 9 человек (два инструктора из местных и группа: мы с Сашей, две молодые супружеские пары корейцев и одна скромная девушка из Китая) и отправились к острову Сипадан. Море волновалось, поэтому дорога заняла дольше, чем мы ожидали, что не слишком приятно на таком маленьком катере: во-первых, дует, во-вторых, шатает и пятая точка отбивается о скамью, в-третьих, за борт иногда заливает волна. Ну и, разумеется, никакого вам туалета или приятного времяпрепровождения в пути к месту погружения. Зато быстрее, чем на кораблике побольше. Всего полтора часа тряски, ветра и шума, и мы на месте:

Первой точкой погружения был Мыс Барракуд, место с довольно сильным течением. Я, конечно, осталась на отмели, но даже там сила течения чувствовалась нехило: меня постоянно сносило в море от берега. Если залез в воду с обострением лор-болячек и субфебрильной температурой, как я, да еще через полторы недели отсутствия тренировок, приходится довольно туго.

В результате у Мыса Барракуд я наснимала не много. Почему-то именно там какое-то скопление разнообразных рыб-носорогов. Один из однорогих носорогов как раз в нижней части кадра:

А рыбы-попугаи (засвеченный сине-желтый товарищ на снимке один из них) и вовсе вездесущи.

Коралловые поля у Сипадана практически полностью мертвы. Жизнь бурлит в основном у коралловой стены: вот, где обилие крупных тропических рыб. А рыбы помельче еще пасутся на умирающих полях. Например, красный однорогий носорог:

Рыба-ласточка на фоне мертвых коралловых полей:

И та же рыба-ласточка поближе. Вообще в таких условиях наш Olympus начинает меня бесить: он довольно медленный и если меня сносит течением или качает волнами, получить что-либо в фокусе можно только случайно.

Зато под мертвым коралловым кустом я увидела новую для себя рыбу – буропятнистого групера:

Хотела сделать кадр поближе, но пугливый групер совершенно не желал позировать и спрятался глубоко под куст. На самом деле рыбы у Сипадана показались мне гораздо более пугливыми, чем у Краби или в Красном море. Да и мертвые поля наводят на размышления. Не стоит ли правительству Малайзии вовсе закрыть воды вокруг Сипадана для посещения на несколько лет, чтобы кораллы снова выросли и экосистема восстановилась?

Некоторые кораллы напоминают оленьи рожки:

Я довольно быстро устала бороться с течением и поплыла к нашему катеру. Но и это оказалось нелегко. Нет, до катера я, конечно, доплыла, но от приложенных усилий сделалось немного дурно (сказалось болезненное состояние). Приходя в себя, пыталась запечатлеть, насколько прозрачная вокруг вода:

Через некоторое время мы подобрали дайверов и причалили к Сипадану на кофе-брейк. Саша всплыл ужасно злой: корейцы вели себя, как детсадовская группа, а именно разбегались во все стороны, застревали где-нибудь, цепляясь руками за кораллы и обламывая их, короче, делали все, насчет чего PADI говорит «нельзя!» Саша, который, как правильный, не взял в тот день перчатки, поскольку они запрещены на Сипадане, был вынужден схватиться за коралл, чтобы подождать вместе со всеми самую ненормальную дайвершу с камерой GoPro, и обжегся об него. К слову, остальные перчатки напялили уже под водой, чтобы морская полиция не застукала и можно было хватать и ломать кораллы. Дайверские металлические стеки использовались ими, чтобы воткнуть их куда-то и держаться, а еще поднять им какое-нибудь существо… Самое плохое, что инструктор всему этому дерьму попустительствовал.

Зато выяснилось, что Мыс Барракуд получил свое название не случайно: дайверы в тот раз действительно видели огромную стаю барракуд.

На Сипадане мы напились кофе и перекусили привезенными снэками. Мы, среди прочего, притащили с собой вареные яйца, которые, ради поддержания формы и спортивной диеты, умудрились сварить в электрочайнике, чем несказанно удивили корейцев :D

Подкрепившись, пошли немного обсохнуть на пляже, где поймали крошечного шустрого рака, чтобы сфотографировать:

Вариантов прогулок по Сипадану не много: пара беседок, туалет, небольшая полоса пляжа да пристань. Мало того, что островок крошечный, на его большей части обосновались военные, которые не позволяют ходить в другие части островка.

Одна из двух беседок, где чаевничают и обедают приехавшие понырять туристы:

Когда-нибудь этот белый песочек совершенно размоет и накренившееся дерево рухнет:

Песок на Сипадане действительно сказочный: светлый, мелкий и безумно мягкий. А море чудесного бирюзового цвета. Даже когда облачно. На снимке ниже можно увидеть типичный катерок, на таком мы как раз и приплыли. Вокруг острова вдалеке можно было увидеть только один двухпалубный кораблик, плыть на котором до дайв-сайта уж точно намного приятнее. Но такой кораблик не смог бы подойти близко к острову (для высадки на остров у них был маленький катер).

Песок кажется почти белым на контрасте с почерневшей от соленой воды и старости корягой:

Второе погружение было в Коралловом Саду, совсем недалеко от Мыса Барракуд. Я было заартачилась, побоявшись сильного течения, но суровый капитан нашего катера сказал, что течение именно в этом месте совсем не сильное. Поэтому, когда дайверы ушли под воду, я натянула ласты, маску, взяла камеру и снова плюхнулась в море.

Жалеть мне не пришлось: течение действительно не было сильным, так что можно было спокойно рассматривать рыб. В какой-то момент подо мной деловито проплыла мальгашская ночная акула метра полтора длиной, но Olympus в моих руках очень некстати заглючил ☹

Кораллы на отмели были не в лучшем состоянии, но ничего. Двупятнистая рыба-бабочка занята добычей пропитания:

Одинокий и какой-то грустный морской огурец:

Странное дело: за поездку мы видели всего пару морских огурцов и ни одного (!) морского ежа. Удивительно, при том, что морские ежи преспокойно живут даже в не слишком чистых водах вокруг Сингапура…

Парочка неопознанных рыб. Оказалось, что на наших карточках с морскими обитателями ЮВА обозначено очень мало существ. Многих встреченных нами на них просто нет ☹

Некоторые кораллы удивительно походят на цветы:

Симпатичная самочка белопятнистого кузовка:

А этот товарищ похож на ауригу, но только у него нет пятнышка на верхнем плавнике и хвост черный, а не желтый. В общем, это явно кто-то из рыб-бабочек:

Снова неопознанная рыба. Нам срочно нужна полная энциклопедия морских обитателей!

Кажется, это молодняк рыб, которых я видела на следующий день: больших светло-голубых красавцев в желтую крапинку.

В море нельзя забывать посматривать по сторонам: вдруг рядом будет проплывать какое-нибудь чудесное создание. Эта метровая зеленая морская черепаха вальяжно проплыла в паре метров от меня:

Это тоже белопятнистый кузовок, только на сей раз мужская особь:

Маленький попугай. Они такие яркие, что практически всегда выходят засвеченными и не в фокусе.

А вот эта маленькая рыбка не спешила прятаться, искренне полагая, что с таким-то окрасом ее точно не видно среди кораллов:

Еще одна неопознанная парочка:

Вот этот довольно крупный красавец был слишком шустрый, чтобы снять его вблизи:

А с этим крупнопятнистым спинорогом мне повезло: он вышел сносно с первого кадра.

Рыбка невзрачного окраса, но очень уж красиво плывет:

Из тех, кого я видела у Кораллового Сада и не смогла сносно запечатлеть, могу еще назвать белогрудого хирурга (очень красивая, ярко-синяя рыбка с черной маской на голове, белой грудкой и ярко-желтым спинным плавником), краснозубого спинорога (синяя рыба с зеленоватой головой) и голубоперого балистода (яркая ядовитая рыба сложного фиолетово-желтого переливчатого окраса, которая тоже всегда получается засвеченной и не в фокусе, при этом глаз у нее будто зловеще светится белым светом).

После Кораллового Сада мы снова высадились на Сипадан, чтобы немного отдохнуть, погреться и пообедать привезенной в пластиковых лотках едой с такими щедрыми порциями риса, что осилить их до конца никто не смог.

Третье погружение было у Черепаховой Пещеры, совсем недалеко от пристани Сипадана. Я на сей раз в воду не полезла (во-первых, подустала, во-вторых, опасаюсь плавать в одиночестве у пристаней, где много лодок и катеров), осталась на борту.

Инструктаж перед погружением. Ниндзя слева - Саша. Модный парниша в солнцезащитных очках и с оттопыренным большим пальцем - инструктор. А наш суровый кэп как раз показывает мне на черепаху, всплывшую глотнуть воздуха:

Саша, который собирается уходить под воду и не подозревает, что его ожидает самое интересное погружение за всю поездку ☺

В ожидании дайверов я сушусь, греюсь, дышу теплым соленым воздухом, пью кофе и снимаю остров Сипадан:

Кэп дремлет, положив ноги на руль:

Вокруг лодки то и дело всплывают черепахи, чтобы вдохнуть немного воздуха:

Наконец, всплывают дайверы. Саша под впечатлением ☺ Ему удалось увидеть золотую асцидию (загадочное животное совершенно инопланетного вида), а еще стаю большущих зеленых шишколобых рыб-попугаев, которые паслись среди кораллов, откусывая от них куски и жуя с громким чавканьем! Он с удовольствием поплавал в стае блестящих каранксов и побывал в Черепаховой Пещере.

На самом деле в этой пещере черепах нет (в это время они все на поверхности). В ширину, высоту и глубину эта пещера метров 10-15, видимость плохая и луч фонаря не добивает от стены до стены. На дне пещеры светлый песочек, а на потолке растут кораллы. В глубине пещеры есть лаз метра 2.5 в ширину, а дальше по лазу развилка, одна из которых ведет в черепаховый могильник. Те, кто бывал там, говорят, что там множество черепашьих скелетов и даже есть один мертвый дельфин. Черепахи, заплывая туда, не могут найти выход и умирают ☹ Поэтому туда могут попасть только опытные пещерные дайверы, и только по бечевке, которая привязывается в начале пещеры.

Саша рассказал, что очень здорово смотреть из пещеры наружу: вход в пещеру будто светится, видна синяя масса воды и силуэты проплывающих мимо дайверов. В пещере плавали парочки рыб, у которых, по всей видимости, был брачный сезон: самцы явно ухаживали за самками.

Наша камера не выдерживает такой глубины, на которой находится пещера, поэтому приведу фото из нее, найденное в сети:

Внизу, у выхода из пещеры есть расщелина, ведущая вниз, кое-где над ней есть арки, под которыми можно проплыть, чем и занимались дайверы после посещения пещеры. Так что третье погружение доставило Саше несказанное удовольствие ☺

Назад мы добрались всего за час: море было спокойным. Напоследок, перед заходом в маленькую гавань, кэп заложил красивейший крутой вираж на катере, заслужив ободряющие возгласы и аподисменты корейской части нашей группы :D Мы выгрузились, помыли оборудование и сложили его на хранение в ячейку в дайв-центре. Остаток дня мы посвятили приведению себя в порядок, поглощению диетического ужина, немного (совсем чуть-чуть) работе и крепкому сну.

Ночью нас, правда, разбудила крыса, которая пролезла через слив в душе в туалетную комнату (номер был на первом этаже, а отель на побережье, у пристани, мягко говоря, не очень чистого городка в Малайзии) и вовсю шуршала в мусорной корзине. Когда я включила свет и открыла дверь в туалет, крыса открыла клапан слива и была такова так шустро, что я даже хвоста ее не увидела (только открытый клапан слива). После этого мы придавили крышку слива мусорной корзиной сверху, но то был не последний ее визит к нам в гости :D

Продолжение следует…
Tags: Малайзия, Сипадан, дайвинг и снорклинг, путешествия

• Пустое и приятное про косметику

Я сейчас редко покупаю уходовую косметику, потому что уже несколько лет у меня устоявшийся уход, который не требует искать чего-то нового. Недавно…

• Косметический пост

О косметике я толком не писала (о, ужас!) почти целый год. Это не значит, что я не пробовала новые средства. Еще как пробовала. Но уже без прежнего…

• Размышления о косметике

Это ж надо было перепробовать кучу косметики, в том числе весьма недешевой, чтобы в итоге, понаблюдав за состоянием кожи после поездок на…