inigo_montoiya (inigo_montoiya) wrote,
inigo_montoiya
inigo_montoiya

Category:

Национальная Галерея и модернисты

Наблюдаю за Национальной Галереей Сингапура с момента ее открытия. И вызывает она у меня весьма смешанные чувства, о которых я и хочу рассказать.

Кстати, в грядущие выходные (11-12 июня) в Галерее будут дни открытых дверей, т.е. посетить все ее выставки можно будет совершенно бесплатно с 11 утра до 6 вечера. Так что те френды, которые живут в Сингапуре, могут воспользоваться этой возможностью.

В первые дни работы Галереи билет можно было получить бесплатно. Я воспользовалась этим и пошла посмотреть на здание и его содержимое. Галерея состоит из двух старых колониальных зданий, в одном из которых когда-то размещалась мэрия, а в другом - Верховный Суд. Здания стояли рядом, теперь их соединили с помощью атриума весьма оригинальной конструкции: крышу, пропускающую свет, между двумя зданиями поддерживают подпорки, напоминающие ствол и ветви дерева, а из одного здания в другое можно перейти по двум мостикам на разных уровнях (а заодно посмотреть на капители колонн с мостика, что повыше).

Фото из сети:


В Галерее много пространства и воздуха, есть, где разместить произведения искусства от живописи до скульптуры. Только вот заполнить это пространство, по большому счету, нечем. То, что есть у самой Галереи, пока размещено довольно бессистемно. Экспозиция не формирует какого-то четкого понимания развития изобразительного искусства в регионе. Нормальными бывают только специальные выставки, которые размещают в верхних этажах.

Хочется упомянуть огромное полотно индонезийского художника Радена Салеха Шарифа Бустамана "Лесной пожар" (когда Галерея открылась, во всех газетах размещали фото спонсоров на фоне именно этой картины). Раден Салех - один из самых известных художников Индонезии, аристократ, получивший художественное образование в Европе. У него немало достойных работ. Но это полотно, размещенное, ко всему прочему, в полном одиночестве на стене красного цвета, смотрится, мягко говоря, странно. Уверена, его можно было бы преподнести куда выгоднее, но все это (да еще с людьми, выстроившимися на фоне всего этого "великолепия") смотрится... не очень.


Когда "льготный" период в честь открытия Галереи закончился (в тот период в музей приходило довольно много народу, в основном, сингапурцы), ввели плату за вход в размере SGD 20 на нос для иностранцев (для сингапурцев и постоянных резидентов, т.е. со статусом PR, бесплатно). А на первую международную выставку, организованную совместно с Центром Помпиду, стоимость билета для иностранцев составила SGD 25 (для сингапурцев и PR'ов SGD 15). Если вы иностранец (даже живущий по долгосрочной визе в Сингапуре) и пришли в Галерею, желая посетить и специальную международную выставку, и постоянную экспозицию, придется отвалить SGD 30 за комбинированный билет. Почему я так акцентирую внимание на стоимости билета? Да просто потому, что соотношение цены входа и содержимого музея в сравнении с крупными европейскими и американскими музеями просто убийственное. C введением платы поток посетителей заметно уменьшился, хотя плата именно для местных за доступ к постоянной экспозиции отсутствует.

На международную выставку 'Reframing Modernism' я, для начала, сходила одна, в будний день, купив, как положено, билет. Музей в такие дни практически пустует, посетителей очень мало. Среди готовых заплатить столько за посещение выставки почти все оказались иностранцами. Детские группы (школьники и дошкольники) не в счет, малышню, так сказать, не по их инициативе в Галерею вывозят.

Выставка мне понравилась, поскольку по качеству организации и размещения картин выгодно отличается от постоянной экспозиции музея. Этакий микс работ азиатских и европейских представителей модернизма в живописи. Причем выставка разделена на три галереи, так что, переходя из первой во вторую, а затем в третью, можно понять, как развивалось это направление. Я не снимала все картины. Только те, которые по тем или иным причинам привлекли внимание. Изображения некоторых картин для этого поста я позаимствовала из сети.

Если говорить про Юго-Восточную Азию, то в части изобразительного искусства, на мой взгляд, заметно выделяется Вьетнам. Выставка модернистов в Галерее не стала исключением. Картина вьетнамского художника Ле Фо, "Гармония в зеленом: две сестры", одна из лучших на выставке.


В этой картине заметны мотивы средневековой европейской живописи, плоское пространство, перспектива весьма условна, нет теней и полутеней. Больше похоже на гобелен, чем на живопись, по стилистике изображения. Другая картина, "После купания" написана в такой же манере. А вот в "Виде с вершины холма" заметно влияние постимпрессионистов, и зеленая растительность на переднем плане сильно напоминает то, как изображал растения сюрреалист Анри Руссо.

Конечно, многие азиатские художники получили образование в Европе и, как следствие, их работы либо не привносят ничего нового, повторяя лишь манеру живописи их европейских учителей, либо приходят к собственному стилю значительно позже. Например, на выставке представлены работы Фудзиты Цугухару (известен также под именем Леонард Фудзита), в которых трудно распознать работу художника из Азии. "В кафе":


Но если посмотреть на другие работы Фудзиты, можно заметить попытки художника прийти к своему особому стилю, иногда едва заметно добавить элементы японских гравюр в работы, будь то цветы на занавеске за спиной обнаженной или плавный изгиб бровей на лицах женщин.

На выставке, конечно, есть и работы европейских художников. Например, в первой галерее можно увидеть чудесные пейзажи с лодками Альбера Марке (да, я питаю слабость к постимпрессионистам), триптих французского ориенталиста Жана Лоунуа (Jean Launois) "Женщины из касбы":


Третья часть триптиха не влезла в кадр, но первая (портрет юной девушки) лучшая из всех частей.

Сингапурские художники, конечно, тоже присутствуют, но это как раз тот случай, когда азиатские художники лишь повторяли европейскую манеру живописи, не добавляя практически ничего своего. Хотя все равно это недурные работы. У Жоржетт Чен, например, весьма неплохие натюрморты с незатейливыми названиями. "Овощи и глиняный горшок":


"Глаза феникса" (это плоды, также известные под названием "китайский каштан"):


Позже, в одной из галерей я нашла альбом сингапурской живописи и с удовольствием его полистала. Нашла в нем еще одну работу Жоржетт Чен, которая мне понравилась, "Сингапурский порт":


А вот Чонг Су Пиенг, другой сингапурский художник, куда интенсивнее занимался поиском своего индивидуального стиля. Его работы достаточно разнообразны. На выставке мне понравился портрет малайской женщины:


А в том же альбоме сингапурской живописи мне приглянулись его "Девушки Бали" и "Девушки Ибан" (девушки индонезийских племен):


Из филиппинских художников на выставке особое внимание привлекает Анита Магсайсай-Хо. У нее довольно характерная манера изобрежения людей. Посмотрите сами, работа "На рынке":


Еще один филиппинский художник, Викторио Эдадес и его "Строители":


Большое мрачное полотно, тем не менее, весьма экспрессивное.

Если вы были в музее в Убуде, на Бали, то сразу узнаете своеобразный стиль, свойственный соотечественникам И Густи Ньоман Лемпад. "Сцена купания":


Оказывается, сказка о принце-лягушонке есть не только в европейском фольклоре. Пожалуйста, "Жабий принц":


Внезапно отечественная художница, представительница кубо-футуризма Наталия Гончарова:


Индонезийская художница Эмирия Сунасса, "Опасность, скрывающаяся за лотосами". Даже не знаю, чем именно меня привлекла эта картина. Темные краски, едва разглядишь.


А это Аффанди, очень заметный индонезийский живописец-импрессионист и график. Его работы прекрасно выразительны и оригинальны. "Ателье":


"Мужчина с бойцовским петухом":


В процессе осмотра первой галереи пришлось пережить нашествие двух малышовых экскурсий, страшно шумных и с бестолковыми учительницами. Бестолковыми, потому что так никого с изобразительным искусством не познакомишь: детей просто протащили мимо Шагала, Аффанди и других чисто для галочки.


Содержимое первой галереи выставки понравилось и запомнилось мне больше всего. Во второй и третьей галереях представлены следующие ступени развития модернизма в живописи.

В начале второй галереи на посетителей сразу же вываливают Кандинского, художника, который не нуждается в комментариях:


Правда, я не знала о его менее... масштабных работах, таких как "Песнь":


Одна из приглянувшихся мне картин - "Мертвый рабочий" Эдуара Пиньона:


Здесь меня привлекла работа с цветом, тонами, формами и композицией. На нее можно долго смотреть.

Ну и еще кое-что из Европы. Андре Лот и его "Две подруги":


Забавная работа Жана Хелиона под незатейливым названием "Натюрморт". Рыба и хлеб, помещенные друг на друга так, чтобы образовывать крест:


Вам не кажется, что это отсылка к библейскому сюжету? :) Где религия или хоть намек на нее, там нередко можно встретить работы филиппинских художников. Эрнандо Руис Окампо, "Попрошайка":


Чем-то неуловимо напоминает Малевича (не "Черный квадрат", конечно же).

А это тот самый альбом сингапурской живописи и не только, который я обнаружила в одной из галерей выставки:



Третья галерея понравилась мне меньше всех. Просто потому, что я не любитель абстракционизма, коего тут в изобилии. Хотя, конечно, в третьей галерее представлены не только абстракции. Автопортрет бирманского художника с неизвестно как произносимым именем Bagyi Aung Soe:


Эта непонятная картина почему-то напомнила мне про "Купание красного коня" Петрова-Водкина (хоть тут конь и желтый) и показалась крайне комичной:


И напоследок еще одна такая же непонятная мне работа автора, которого я не запомнила:


Абстракции и прочее в третьей галерее я снимать не стала вовсе.

В целом выставка весьма недурна, хотя толком обещанные Шагал, Пикассо и Кандинский там и не представлены (так, кое-что по мелочи, правда, чуть побольше Кандинского). Ну и мне показалось, что организаторы незаслуженно обошли вниманием индийскую живопись, тогда как Индия породила немало талантливых художников.

Второй раз на выставку я ходила в компании мужа и мамы в начале мая, на День Матери, воспользовавшись возможностью получить бесплатные билеты. Посетителей, однако же, было чуть больше, чем в будние дни, и опять почти сплошные иностранцы (большей частью живущие здесь экспаты). Думается, что у Национальной Галереи какие-то хронические проблемы с саморекламой (продвигаются исключительно через Фейсбук), либо они распугали всех и вся ценами на билеты так, что люди не обращают внимания на их "акции".

Интересно будет посмотреть, сколько народу придет в эти выходные на дни открытых дверей. Лично у меня ощущение, что эти дни организуются, чтобы хоть как-то обеспечить приток посетителей, но и это почему-то не работает. Было бы странно, если бы это работало, при том, что для местных вход бесплатный, но все равно ведь не ходят в те места, про которые не пишут газеты. Тот приток, который есть, и то иностранцы обеспечивают.

Полагаю, что Национальная Галерея Сингапура будет страдать не только недостатком экспонатов, но и недостатком посетителей еще долгие, долгие годы.
Tags: Сингапур, не хлебом единым, это Сингапур детка
Subscribe

  • Пряники

    В декабре, для создания у себя новогоднего настроения, я в том числе делала пряники. И, честно говоря, прониклась этими пряничными делами. Я…

  • Снова пирог с голубикой (уже с поправками)

    Вчера я во второй раз испекла пирог с голубикой, о котором писала раньше. В супермаркете мне попались здоровенные упаковки польской голубики по…

  • Пирог с голубикой на ржаном корже и тыквенные кексы

    Дратути :) Я снова про пироги да кексы. На прошлой неделе пекла пирог с голубикой по вот этому рецепту, в котором ничего не меняла. Ну, разве что,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments