inigo_montoiya (inigo_montoiya) wrote,
inigo_montoiya
inigo_montoiya

Category:

"Диего и Фрида", Жан-Мари Леклезио

Вчера ночью дочитала книгу Нобелевского лауреата по литературе 2008 года Жана Мари Леклезио о Диего Ривере и Фриде Кало. Впечатления смешанные.


Сначала книга достаточно скучна (краткий экскурс в биографию Диего до Фриды, непременный пересказ его жизни и похождений в Европе, экскурс в историю мексиканской революции), но с момента встречи художников все становится намного интереснее и читается легко. Мне не очень понравилось, что Леклезио слишком уж превозносит Риверу, будто тот небожитель (у Осповата Ривера получился куда более похожим на живого человека со своими достоинствами и недостатками, слабостями и грешками). И коммунизм он описывает куда с большим пафосом, чем Осповат, прямо даже с каким-то подобострастием. А Фрида де страдала и так должно было быть, потому что она женщина. Вот оно как.

Есть в книге одна фраза, которую я бы назвала квинтэсенцией отношения писателя к этой паре: "Мужчине положено быть завоевателем, подчинять и использовать людей, испытывать известное наслаждение от чинимого им зла и от чужих слез; удел женщины - зависимость, страдание и одиночество, но также и дар ясновидения, инстинктивное предощущение опасностей и горестей". И вот, сообразно этому отношению и строится повествование: Диего - Солнце и ему все прощается, а Фрида - маленький умирающий спутник, который вращается вокруг него. При этом, что странно, Леклезио пишет о Фриде как о цельной личности, вполне самостоятельной, оригинальной художнице, но всегда, всегда усиленно подчеркивает ее зависимость от Диего (не материальную, так моральную). В общем, я записала Леклезио в сексисты :D

Тем не менее, книга все-таки пробуждает больший интерес именно к Фриде Кало, чем к ее мужу. Ее наряды, ее картины, ее письма - все это вроде бы дает представление о ней, но все равно что-то остается не раскрытым, недосказанным. После этой книги фильм "Фрида" 2002 года кажется не слишком правдоподобной красивой историей с красивыми актерами, намного более красивыми, чем были на самом деле те, кого они играли, и с совершенно другими характерами.

После книги меня хватило еще на выпуск журнала "История в женских портретах", посвященный Фриде Кало (там представлена информация, несколько отличная от того, что пишет Леклезио). Не знаю, хватит ли меня на ее биографию, написанную Хейден Эррерой, и на пару документалок о ней. 
Tags: книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments