inigo_montoiya (inigo_montoiya) wrote,
inigo_montoiya
inigo_montoiya

Category:

Поездка в Индию. Часть 6: Музеи Дели.

В Дели нам посчастливилось побывать в Национальном Музее, Национальной Галерее Современного Искусства и Национальном Железнодорожном Музее. В двух из них, вопреки обыкновению, можно было снимать, так что у меня есть, что показать ☺

Национальный Музей в Нью-Дели – один из самых больших музеев в стране. Здесь выставлены не только археологические находки и различные артефакты, но и предметы искусства. На осмотр всей экспозиции разумно закладывать хотя бы полдня.


В Индии нас неизменно поражала кропотливость мастеров. Они способны без устали покрывать тончайшей резьбой или инкрустациями любые поверхности… Например, слоновую кость (бивень целиком покрыт такими сценками):



А мастер, выполнивший эту работу, просто маньяк. Из цельного куска слоновой кости он вырезал Будду, окутанного коконом из растений. Это не две части, а цельная статуэтка. Только представьте себе, каким терпением и мастерством нужно обладать…



Особой кропотливостью отличались не только резчики по слоновой кости, но и художники. Чего только стоят бесчисленные миниатюры… Не все удавалось сфотографировать из-за тусклого освещения и стекла поверх миниатюр, но кое-что все-таки есть (проработанность поз, лиц и складок на одежде, учитывая размер рисунка, поражает):



Охота или военный поход – не такая уж и редкая тема для миниатюр:



Танцовщицы и музыканты (фрагмент):



А это уже работы покрупнее, обычного размера. Портрет махараджи:



Юные и, без сомнения, прекрасные девы:



Один из многочисленных рисунков с Кришной (сначала я написала "Шива", но yamuna любезно меня поправила). На нем еще и демон имеется (в левом нижнем углу):



Еще Кришна:



Надо сказать, Кришна взрослый зачастую изображается в толпе молодых красивых женщин (не знаю, почему, поскольку в индуизме почти совсем не разбираюсь), тогда как Кришна-младенец изображен всегда очень пухлым и упитанным, практически раздетым и в какой-нибудь очень жеманной и женственной позе.

А это богиня Кали, исполняющая танец на мертвом теле. Не спрашивайте меня, почему.



Одно из изображений двенадцати месяцев. Это месяц май (или май-апрель?)



Резьба по камню. В музее довольно много каменных статуй Будды, различных богов, небесных танцовщиц апсар и прочих, и прочих.



Отдельная гордость музея – бронза Южной Индии. Эта коллекция размещается в свежеотремонтированном зале с новыми витринами и хорошей подсветкой (для рассматривания, а не для фото; для фото все-таки темновато). Весьма впечатляюще.

Шива-разрушитель (я, конечно, все забыла, но yamuna снова подказала ;)).



Я не делала никаких снимков в залах с археологическими находками, с монетами и купюрами региона, с информацией о письменности, с буддами, в морском зале. Ничего особо зрелищного там не было, хотя в археологическом зале масса интересных данных.

Коллекция не маленькая, под конец осмотра мы так утомились, что даже не стали выходить во внутренний дворик, где есть еще кое-какие скульптуры. Тем более, там шли какие-то технические работы.

Несмотря на множество интереснейших экспонатов, Национальный Музей не слишком популярен среди иностранных туристов. Зато сюда частенько водят школьные экскурсии. При этом, к сожалению, музей не слишком удобен для тех, кто хочет задержаться там подольше. Если проголодаетесь после 3-4 часов осмотра, поесть практически негде (лучше прихватить что-нибудь с собой). Магазин при музее совсем малюсенький и не интересный (а я надеялась на какие-нибудь хорошие альбомы).

Национальная Галерея Современного Искусства располагается недалеко от Национального Музея. Но все-таки лучше посещать их не в один день, а в разные, поскольку на осмотр экспозиции Галереи тоже уйдет не меньше, чем полдня.

Фотографировать здесь можно было только во дворе, к огромному моему сожалению. Но и во дворе есть кое-что из «актуального» искусства. Не спрашивайте меня, что это все значит: я не имею ни малейшего понятия :D



Если говорить о живописи и графике, больше всего мне понравилась та, что относится к концу XIX и XX векам, поскольку именно в ней, на мой взгляд, сильнее всего отражены особенности и самобытность страны. До этого периода очень много европейских художников, а также сильно влияние европейской школы живописи (классические портреты, пейзажи, даже некое подобие пасторалей есть, которые писали английские и итальянские мастера).

Нам повезло, поскольку во время нашего похода в Галерею там шла временная выставка работ Амриты Шер-Гил. Эта действительно талантливая индийская художница умерла, когда ей было всего 29 лет. Несмотря на короткую жизнь, она создала немало прекрасных работ, выполненных в разных манерах. Кое-кто называет ее индийской Фридой Кало, но я бы так не сказала (не могу сказать, что их творчество похоже). Наверное, она является самым известным на Западе индийским художником: состоятельная аристократичная семья, жизнь и учеба в Европе, яркая и короткая карьера. Я приведу лишь одну ее работу здесь (остальные можно без труда найти в интернете):



Очень понравились цитаты из ее писем, которые также стали оформлением выставки. Захотелось почитать ее биографию.

В числе авторов работ постоянной экспозиции я отметила несколько особо понравившихся мне художников. Например, Харен Дас натолкнул нас на мысль, что именно его работы послужили вдохновением для мультипликаторов советского «Маугли» и «Золотой антилопы».



Еще один художник, А.А. Альмелькар, привлек мое внимание тем, как волшебно он изображал индийских женщин:



Джамини Рой, весьма плодовитый художник, вдохновением для которого служил не только индуизм, но и библейские сюжеты (в интернете я не нашла его работы с Христом):



Художник Ганеш Пайн (Ganesh Pyne, в Галерее всего пара-тройка его работ) ни на кого не похож. Совершенно прекрасные изображения, рекомендую посмотреть больше его полотен в интернете.



Еще пара имен, работы обладателей которых произвели на меня впечатление: Д. П. Рой Чоудхури и П.В. Донгар (если я не ошибаюсь, на английском имя было написано как Dongare), но я не нашла в сети фотографий тех их работ, которые я видела в Галерее. Удивительно мало информации об индийских художниках в сети на английском и русском (Амрита Шер-Гил исключение, конечно). Зря западный мир не интересуется изобразительным искусством Индии. На мой взгляд, это значительно интереснее, чем, к примеру, местные ремесла или йога.

С конца XX века очень много абстракции и «актуального» искусства. Все это находится в отдельном крыле Галереи. Мне это не слишком по душе (если честно, абстрактный экспрессионизм редко затрагивает меня на эмоциональном уровне), но мы все равно посмотрели. Пожалуй, из художников современного периода мне действительно нравится только один: Лакшма Гоуд (ныне здравствующий, слава богу).

Именно его работы я надеялась здесь увидеть, правда, к моему разочарованию, их в Галерее всего две. И если я не согласна с тем, что Амриту Шер-Гил называют индийской Фридой Кало, то, глядя на некоторые работы Лакшмы Гоуда, мне в голову приходит, что он-таки вполне себе индийский Марк Шагал ☺ Правда, значительная часть того, что он создает, все-таки не похожа на то, что делал Шагал. Мне очень и очень нравится.



Магазин в Галерее, конечно, значительно лучше, чем в Национальном Музее, но и там я не нашла ни одного альбома, который мне захотелось бы увезти с собой. И все равно, от посещения Галереи у меня остались, пожалуй, самые позитивные впечатления за все время пребывания в Дели.

А вот Саша самые позитивные впечатления от пребывания в столице Индии точно получил в другом музее: Национальном Железнодорожном. Билетов дешевле, чем в этот музей, мы за всю поездку в Индию не встречали ☺



Впрочем, невысокая цена за вход вовсе не означает, что музей плох. На ремонт закрыта экспозиция в помещении, но локомотивы, паровозики, рельсовые машины и вагоны находятся на открытом воздухе и смотреть на них можно, сколько угодно!



У каждого локомотива или вагона есть табличка, рассказывающая о том, когда и где он был произведен, сколько прослужил, иногда то, в какую сумму обошлось производство, и пр.



В некоторых вагонах путешествовали особы королевских кровей, поэтому убранство было соответствующим. Оно, правда, несколько поблекло от времени, да и фотографировать через запыленные стекла было несподручно. Зато локомотивы смотрятся хорошо:



Один из локомотивчиков для узкоколейки, маленький и как будто игрушечный:



Мы приехали в музей к самому открытию (даже пришлось подождать минут 10, пока касса откроется), поэтому застали уборку: служители активно мели дорожки и поливали водой запылившиеся экспонаты (в этом городе, кажется, все покрывается пылью мгновенно):



Несмотря на дешевые билеты, музей все-таки неплохо поддерживается. В самом центре как раз обновляли уменьшенную модель железной дороги, станций и вокзалов, автомагистралей и мостов. Некоторые экспонаты в процессе реставрации. Например, этот рельсовый автобус, который ждет своей очереди, родом аж из Детройта:



Коллекция у музея очень даже не маленькая, я изрядно утомилась, пока мы все обошли. Зато муж радовался, как дитя ☺ В основном, сюда приходят местные жители со своими детьми, чтобы покатать их на маленьком детском поезде (мы на нем, конечно, не катались). Кроме нас было, кажется еще только двое иностранных туристов, и то мы встретили их, когда уже покидали музей.

Продолжение следует…
Tags: Дели, Индия, не хлебом единым, путешествия
Subscribe

  • Eminem - Godzilla ft. Juice WRLD (Dir. by @_ColeBennett_)

    На злобу дня :D

  • Фильмы и сериалы за сентябрь-декабрь 2019

    О каких-то (особо впечатливших и особо разочаровавших) я уже писала, не систематизировано, а эпизодически. Здесь напишу (очень кратко) об остальных.…

  • AURORA

    Понравилась эта певица. Прямо все в ней, включая нетипичную внешность и акцент. Что-то в ней есть и от героинь Тильды Суинтон и от Ханны (больше от…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments