inigo_montoiya (inigo_montoiya) wrote,
inigo_montoiya

Проездом в Алматы

Маршрут из Сингапура в Бишкек мы слепили самостоятельно, искренне веря в то, что самый прямой путь лежит через Бангкок и Алматы. Отчасти это так, но, как оказалось, у авиакомпаний на этот счет могут быть свои соображения...

Из Сингапура в Бангкок мы полетели Jetstar, а в Суварнабхуми пересели на Air Astana. Казахская авиакомпания, очевидно, в целях оптимизации, решила сделать из самолета эдакую маршрутку: из Бангкока мы полетели не в Алматы, как думали, а в Хошимин, где сошла большая часть пассажиров, а еще большая набилась в салон. Но зато Air Astana тоже стала подавать кошерную еду :D Пробовали ее в салоне только мы.

У кошерной еды, изготовленной в Таиланде, характерный азиатский «налет»: рис и рыба под соусом карри. А хумус почему-то был с грибами. Смешное: глядя на Сашку, ни одна стюардесса не удивилась тому, что он заказал кошерное (что как бы намекает), а у меня все переспрашивали: «А вам тоже кошерное?» :D

Когда мы, наконец, прибыли в Алматы, в городе уже стемнело. Выйдя из здания аэропорта, мы договорились с парнем, больше всего походившим на гопника, и он определил нас в такси. Таксист несся по плохо освещенным дорогам пригорода (а потом и города), будто всегда мечтал стать гонщиком Формулы-1. Было страшновато.

Добавшись до места, мы, не без помощи поддержки booking.com, отыскали вход в хостел (на самом деле это просто две квартиры в пятиэтажном доме без лифта, объединенные в одну, с разными типами комнат) и улеглись спать в комнате на двоих с отдельной ванной комнатой, в которой даже стояла ванна-джакузи.

На контрасте с Сингапуром было очень приятно, что из крана течет по-настоящему холодная и по-настоящему горячая вода (без всяких дополнительных телодвижений). Неприятно было, что воздух сухой и холодный: отопительный сезон на тот момент еще не начался. Совершенно обалденной была абсолютная тишина на улице ночью, от которой мы очень отвыкли в Сингапуре (тут постоянно кто-то ездит, тарахтит на дороге, переговаривается охрана, шумят соседи и пр.) Поэтому выспались мы просто великолепно.

Саша, еще до нашего знакомства, успел пожить и поработать в Алматы, и сохранил от этого времени очень хорошие воспоминания. Он с таким восторгом рассказывал о городе, что я все время ждала: где же будет то, что вызовет у меня такие же восторги. Зря ждала: после поездок в куда более развитые и в хорошо освещаемые по ночам города чего-то эдакого от Алматы ожидать не стоит.

Проснулись мы рано, собрались, оставили свои вещи на хранение в хостеле и пошли на поиски завтрака. Воскресенье, пасмурное утро, Алматы. Конечно, все закрыто. Только редкий общественный транспорт на дорогах да парочки, загулявшиеся до утра.

Спортивные костюмы не выходят из моды ;)

Решили отправиться на Николаевский рынок (Саша раньше жил как раз неподалеку от него), благо он был в пешей доступности. Там обнаружили киоск с горячими самсами, которые и стали нашим завтраком (вместе с жутким растворимым кофе).

Николаевский рынок получил свое название из-за церкви Святого Николая, возле которой и раскинулся.

Церковь не такая уж и маленькая: помимо самого храма, на территории имеется церковная библиотека, еще пара построек, детская площадка и внезапно автомойка. За храмом, около автомойки, пристроились лексусы – наверное, самая распространенная марка машин в Алматы.

Церковь не брезгует коммерцией и занимается ею прямо на своей территории. Перед самим храмом пара прилавков с медом и еще какой-то чепухой.

Перекусив и поглазев на церковь, решаем прогуляться к Площади Республики. Погода пасмурная, небо затянуто облаками, поэтому виды не слишком привлекательные, но мы все равно с любопытством глазеем по сторонам.

По пути встречаются не только советские городские постройки, но и чьи-нибудь старые дома, ныне превращенные в некое подобие музеев:

По улицам Алматы все еще бегают трамвайчики, правда прежде, по рассказам Саши, они были другие, не такие новые и яркие:

Алматы – холмистый город у подножия гор. Идти вверх и дышать едва заметно тяжелее: мы уже давно отвыкли от жизни на такой высоте над уровнем моря.

По пути натыкаемся на что-то вроде гастрономии: кухня готовится к открытию, пекут самсы, жарят борсоки (я по привычке называю их по-киргизски, а на казахском будет «баурсак»; это маленькие кусочки теста, замешанного на кислом молоке, изжаренные в горячем масле; обалденно вкусные, если тесто нежное и его грамотно вымесили), варят плов. К сожалению, мы уже не голодные, поэтому едим это все только глазами ☺

Центр города походит, наверное, на все небольшие постсоветские города. Старая архитектура сочетается с новыми постройками, вывесками модных заведений. Кое-где на проспекте Абая попадаются новые жилые дома явно сегмента премиум и выше. Забор и детские площадки уже есть, а парковок нормальных нет.

Кое-где остались старые деревянные одноэтажные постройки. Вот эта длинная, например, превращена в школу дизайна:

Повсюду вывески кафе, баров и, как ни странно, караоке. Все это так типично не только для Алматы, но и для Бишкека…

Садовая скульптура в палисаднике какого-то техникума, то ли сельскохозяйственного, то ли еще какого-то. Парень жутко похож на одного Сашиного друга студенческой его юности :D

А это типичные советские постройки, жилые дома, изуродовавшие своими фасадами немало улиц в советских городах:

Уже на подходах к Площади Республики. Центр заметно вылизан и приведен в порядок. Видны горы… Признаться, я немного скучаю по ним.

Наконец, и сама Площадь.

За нашими спинами фонтаны на фоне неприглядных жилых многоэтажек еще советских времен. Статуи окружены довольно оригинальными барельефами, иллюстрирующими историю Казахстана.

Видимо, еще кочевой период:

Что занятно, Казахстан не открещивается от времен в составе Российской Империи:

Но все-таки своеобразно трактуется период распада Союза и обретения независимости… Все барельефы снимать на телефон я не стала, решила, что достаточно будет и двух посредственных снимков в условиях не слишком хорошего света.

От площади мы поднялись еще выше, в новую часть города: мне хотелось посмотреть на бизнес-центр, крыши которого походили на заснеженные вершины гор и весьма недурно смотрелись на фоне самих вершин.

Подходим поближе и оказывается, что за бизнес-центром заброшенная стройка. Саше, конечно, надо ее запечатлеть:

И вот результат:

Здания через дорогу смотрятся вполне себе завершенными, но кто знает, что там, за ними:

Поднимаемся еще выше и обнаруживаем, что вместо домиков частного сектора в той части города, что ближе к горам, теперь полно современных зданий; все изменилось очень-очень сильно:

Посмотрели направо, посмотрели налево, и решили идти налево, к тем местам, где можно выпить чаю и перекусить. По пути обнаруживаем, что старые жилые многоэтажки, которые еще помнит Саша, остались на месте. Их всего лишь слегка прикрыли блестящие фасады новых модных зданий.

Памятник, вероятно, в процессе реставрации:

У памятника мы снова свернули налево и стали спускаться вниз. Идти стало значительно легче и веселее ☺ Каждый встречный признавал в нас туристов. Наверное, Сашина оранжевая куртка виновата да камера в руке ☺

Скоро мы догуляли до Рамстора, но не соблазнились в нем ничем, поэтому вышли и продолжили спуск назад, к Площади Республики. Внезапно наткнулись на здание, которое с торца приняли за ЗАГС или что-то вроде. Сунувшись в незапертую калитку, прошли чуть дальше и обнаружили, что на самом деле это музей!

Еще один сюрприз: в честь Дня Города (в Алматы ведь тогда был День Города) вход в музей был бесплатным. Экспозиция в музее небольшая, но познавательная. В нижнем этаже что-то вроде зала естественной истории, а также археологический зал. Повыше еще два зала, дающие прекрасное представление о кочевой культуре казахов, а также о народах, населяющих Казахстан. Для справки тем, кто не особо знаком с этнической географией бывшего СССР: в Средней Азии проживали и проживают далеко не только казахи, киргизы, узбеки, туркмены, таджики, но и русские, украинцы, белорусы, немцы, чеченцы, корейцы, уйгуры, дунгане, курды, турки, ассирийцы, армяне, евреи, татары, а также всевозможные полукровки, рожденные в весьма нередких межэтнических браках. Короче, дофига всяких народностей. Поэтому я неизменно удивляюсь, когда образованный, казалось бы, человек из центральной части России, например, называет всех жителей Казахстана казахами (этноним), очевидно, не разграничивая в своем сознании гражданство и этническую принадлежность. Зато те же люди почему-то оскорбляются, когда американцы называют чеченцев русскими :D

Фотографировать в музее, правда, не разрешают ☹ Зато (опять же, в честь Дня Города) в фойе музея выступал ансамбль юных комузчи, увлеченно и, наверняка, виртуозно исполнявших какую-то традиционную музыку.

После музея мы решили пообедать. Выбор пал на заведение, прорекламированное в журналах Air Astana, где якобы подают бешбармак по-итальянски (ну как можно было пройти мимо такой рекламы!) Для целей скорейшей транспортировки поймали машину, благо в Алматы это легко: просто машешь лапой у дороги, и рядом мигом останавливаются 2-3 лексуса (лексус, как я уже говорила, самая любимая марка автомобиля у жителей Казахстана).

Прибыв на место (Ресторанный дворик в Меге-2), обнаружили, что такой бешбармак подают, но только по спецзаказу на банкеты. Страшно разочарованные, мы отправились в соседнее заведение «Казан», поразившее нас чрезмерным изобилием декора ☺ Поедали традиционное для региона (манты, плов, закуски из баклажанов, чай) и не совсем традиционное (рыбную тарелку), а Саша еще и выпил здоровенную пиалу забористого казахского кумыса. Еда была обыкновенная, ничего выдающегося. Просто давно уже не ели ничего эдакого, со времен отъезда из Москвы :D

Расписной (хоть и не целиком) верблюд из Меги-2, чтобы немного разбавить текст:

После обеда мы лихо прокатились практически до самого хостела на трамвае: обязательно же нужно испробовать хоть раз местный общественный транспорт ☺ Интересно было бы поглазеть и на метро, состоящее всего из одной ветки, но на это уже не хватало времени, так что мы просто забрали свои вещи и двинулись в аэропорт, чтобы отправиться дальше по нашему маршруту, то есть в Бишкек.
Tags: Алматы, Казахстан, путешествия

• Singlish vs English

На восьмом году жизни в Сингапуре я случайно узнала, что есть книги про синглиш (да, я слоупок). Вот такая, например: Еще есть Spiaking…

• "Сметая запреты. Очерки русской сексуальной культуры XI–XX веков"

Я еще не дочитала эту книгу (коллективную монографию, если точнее), но я уже могу сказать, что она невероятно познавательна. Она ставит на место все…

• С наступающим

У нас уже 31 декабря (хоть и всего 2 часа ночи). До 1 января 2021 года в наших широтах остается меньше 24 часов. А я не сплю, потому что читала…

• Singlish vs English

• "Сметая запреты. Очерки русской сексуальной культуры XI–XX веков"