inigo_montoiya (inigo_montoiya) wrote,
inigo_montoiya
inigo_montoiya

Categories:

«Планета обезьян»: о книге и экранизациях

Не так давно мне порекомендовали почитать «Планету обезьян» Пьера Буля. Рекомендации я последовала, о чем ни мало не жалею (проглотила книгу в одну из бессонных ночей). Пересказывать сюжет не буду (любой желающий может прочитать книгу или краткое изложение сюжета в Википедии), но впечатлениями поделиться хочется. Книга вызвала у меня смешанные чувства, но побудила посмотреть все существующие на данный момент киноэкранизации (от просмотра телеэкранизации, то есть сериала, я воздержалась).


С одной стороны, «Планета обезьян» показалась мне забавным и, на фоне современных тенденций научной фантастики, оригинальным допущением, которое будоражит воображение и заставляет немного задуматься. С другой стороны, несмотря на идею, мне показалось, что автору не достает писательского мастерства: читаешь и чувствуешь, что вот здесь наверняка кроется какая-то сатира на существующую науку, а также на социум, может, даже кое-где высмеивание человеческого чувства превосходства, а вот тут почти поднимаются этические вопросы экспериментов над животными. Но как будто бы не хватает автору здоровой самоиронии или мастерства, чтобы выписать это все, как следует, чтоб не в бровь, а в глаз, чтобы укололо, поразило читателя в самое сердце, заставило задуматься всерьез. Хотя, почитав о Буле и ознакомившись с еще одним его произведением, я больше склоняюсь к мысли о том, что это у него просто такой оригинальный (французский) пренебрежительный стиль (причем пренебрежение это выказывается по отношению ко всем, даже к тем, кто, по слухам, Булю нравился).

Сатира, как я позже прочитала в одном фанатском блоге, действительно была, в основном, на бывшую классовую систему во Франции: гориллы – это дворянство и знать, невежественные орангутанги – католические клерикалы, а смышленые шимпанзе – массы (как ни странно). Если говорить о персонажах книги, то все они довольно плоские и шаблонные, кроме, может быть, Зиры.

Опыт Буля (как диверсионно-шпионский и военный, в Юго-Восточной Азии, так и писательский) дает основание полагать, что чувство превосходства, промелькнувшее между строк "Планеты обезьян", автор не то, чтобы совсем уж высмеивал, но и сам вполне искренне испытывал. То самое чувство превосходства (замешанного на вежливом любопытстве, но все же превосходства), которое главный герой Улисс Меру испытывает по отношению к обезьянам, которые научились всему у людей и свергли их, став следующей ветвью эволюционного развития на Сороре (и наука у обезьян особо не движется, они способны только подражать, часто бездумно; и над людьми они экспериментируют, хотя люди якобы с животными того же самого не делали). Правда, есть пара небольших предложений о том, что и земные люди ведут себя зачастую так же, как не лучшие представители господствующей расы Сороры.

Если честно, когда ознакомишься с биографией Буля и с другим его известным произведением, "Планета обезьян" предстает уже не научно-фантастическим произведением в чистом виде, а чем-то вроде несколько обиженной сатиры человека с колонизаторской психологией. Я не говорю о том, что все это не имеет никакого основания или не содержит частицы правды, но автор слишком уж не сдержанно изливает свои эмоции на страницы в не особенно приглядном виде.

Прямо развитие идеи Киплинговского "Бремени белого человека" получилось, правда, весьма завуалированное. Настолько хорошо завуалированное, что книга дала нехилый толчок воображению людей из киноиндустрии, что привело к развитию и трансформации сюжета в немалом количестве действительно научно-фантастических фильмов и сериалов. И вот эти трансформированные киносюжеты показались мне намного интереснее книги-первоисточника.

Когда я говорю о развитии сюжета в кинофильмах, я не принимаю во внимание продолжения книги «Планета обезьян», написанные последователями Буля, но не им самим. Я их не читала. Не люблю фанфики и никогда их не читаю.

Первой экранизацией и одновременно развитием книжного сюжета стала пенталогия, снятая с 1968 по 1973 годы. Надо сказать, что пенталогия значительно отклонилась от оригинального сюжета. Она состоит из фильмов «Планета обезьян» (1968), «Под планетой обезьян» (1970),  «Бегство с планеты обезьян» (1971), «Покорение планеты обезьян» (1973).

Разумная обезьяна Франклина Шеффнера и прочих режиссеров, работавших над пенталогией и сериалом 1974 года:


Главными героями пенталогии становятся американские астронавты (а не французский журналист), которые прибывают, как оказывается в итоге, не на чужую планету Сорору, а на Землю, только на Землю будущего. Обезьяны оказываются следующей ветвью эволюционного развития Земли. Интересно, что толчок этому развитию дает потомок разумных обезьян (Зиры и Корнелиуса), которые бежали с умирающей от ядерного взрыва Земли будущего на Землю настоящего (пространственно-временной континуум и все такое). Правительство США, конечно, предпринимает попытки истребить Зиру, Корнелиуса и их сына, но сына спасают люди. В дальнейшем он становится предводителем обезьян в борьбе с людьми и остается их главой после того, как человеческая цивилизация была уничтожена в результате неосторожного применения оружия массового поражения людьми.

В пенталогии еще фигурируют некие разумные люди (изуродованные радиацией), живущие под землей и поклоняющейся бомбе Альфа и Омега. Взрыв именно этой бомбы убивает Землю будущего, от чего Зира и Корнелиус бегут на Землю настоящего… И все закольцовывается.

Дикая женщина Нова в представлении Шеффнера и компании:


В 1974 году вышел сериал под названием «Планета обезьян». Он не был продолжением пенталогии, и имел сюжет, отличный от нее. Люди там не немые животные, а просто находятся на достаточно примитивном уровне развития: ведут сельское хозяйство, безграмотны, участвуют в драках, организуемых обезьяньими-префектами для того, "чтобы люди могли излить всю свою природную агрессию и злобу". На Землю приземляются астронавты, двое из которых все еще живы. Один из людей-крестьян вытаскивает их из космического катера и прячет от обезьян, спасая им жизнь. В итоге тоже оказывается, что это не чужая планета, а Земля будущего, и пр. (практически растянутый сюжет первого фильма пенталогии).

В 2001 году Тим Бертон снял еще один фильм «Планета обезьян», и – сюрприз! – экранизация Бертона оказалась ближе всех к книге-первоисточнику. Бертон действительно погрешил против сюжета книги едва ли не меньше, чем режиссеры 60-70 годов. По крайней мере, это действительно была другая планета, а не Земля будущего, хотя и тут без пространственно-временного континуума не обошлось. В главной мужской роли снялся Марк Уолберг, подозреваю, его выбрали потому, что он чем-то внешне напоминает Чарльтона Хестона, исполнителя роли Тейлора в фильме 1968 года. Люди на Бертоновской планете обезьян, кстати, вполне себе говорят и думают, обучаемы ремеслам, но обезьяны все равно продвинутее (люди в состоянии диких племен, а обезьяны - средневековых феодалов).

Разумная обезьяна Тима Бертона:


Чудом главному герою удается пересечь континуум снова и прибыть на Землю, но там он, как и написано в романе, находит обезьян вместо людей. Однако статуя Линкольна с лицом обезьяны подсказывает, что он, скорее, свалился в параллельное измерение, а не на Землю будущего. Связи с дикой женщиной у главного героя в этой версии нет, но вместо нее вполне себе соответствующая книжному сюжету взаимная симпатия к самке обезьяны (здесь ее зовут Ари, а не Зира, и играет ее чудесная Хелена Бонем-Картер).

Дикая женщина Нова в представлении Тима Бертона (незначительный, впрочем, персонаж в фильме) и ее младший брат:



Самое интересное для меня переосмысление сюжета книги Буля отражено в двух последних фильмах: «Восстание планеты обезьян» (2011) и «Рассвет планеты обезьян» (2014). Интересно оно тем, что здесь разумные говорящие обезьяны действительно являются следующей ветвью эволюционного развития, а не результатом каких-то там преодолений пространственно-временных континуумов.

Здесь своим появлением разумный детеныш обезьяны, впоследствии давший толчок развитию приматов, обязан не космическим полетам, преодолениям пространственно-временного континуума и ядерной войне будущего, а вполне себе обыденным медицинским исследованием: молодой ученый пытался изобрести препарат против болезни Альцгеймера, коей страдал его отец, и экспериментировал на шимпанзе. По ходу развития сюжета становится ясно, что этот фильм с произведением Пьера Буля общего не имеет практически ничего. Это не о вытеснении одного вида (расы) другим (другой), а о том, как экзистенциальные вопросы типа "кто я", "почему я такой" и пр. возникают вместе с определенным уровнем развития сознания. Цезарь (тот самый первый разумный и говорящий шимпанзе, дитя эксперимента) устраивает восстание именно вследствие возникновения таких вопросов и попытки их разрешить для себя, найти свое место. Конечно, победой обезьян оно не завершается. Но со временем занять доминирующее положение на Земле обезьянам, по всей видимости, поможет искусственно выведенный "папой" Цезаря вирус, который оказывается смертельно опасным для людей. В общем, кажется, что это даже не ответвление, это просто фильм по мотивам фильма по мотивам книги Пьера Буля, который в результаты вылился во что-то самостоятельное и отдельное (и слово "планета" в названии, на первый взгляд, всего лишь реверанс первоисточникам).

Цезарь:


Похоже, что новое переосмысление «Планеты обезьян» (которое существует отдельно от франшизы, в рамках которой выпускалось все предыдущее, включая комиксы и игры) выльется в отдельную, самостоятельную кинотрилогию: выход продолжения фильмов 2011 и 2014 годов анонсирован на год 2017. Смотреть фильм 2017 года буду обязательно.

Удивительно, что не слишком впечатлившая книга может пробудить такой интерес к ее экранизациям и интерпретациям…
Tags: беспорядочные мысли, кино, книги
Subscribe

  • Vogue vs Harper's Bazaar

    По почте пришли тяжеленные альбомы Vogue и Harper's Bazaar, купленные с недурной такой скидкой по интернету. С удовольствием посмотрели и…

  • Платье под ожерелье

    Купила я себе на shopbop вожделенное ожерелье Joomi Lim: И теперь не могу найти к нему платье.Платье нужно черное и с высоким воротником. Как на…

  • Реклама Miss Dior

    Антон Корбейн снял нечто странное для Dior с Натали Портман в главной роли. Не в курсе, снимал ли Корбейн рекламу до этого (может, у него это…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments