inigo_montoiya (inigo_montoiya) wrote,
inigo_montoiya
inigo_montoiya

Categories:

"Надзирать и наказывать" Мишеля Фуко

Несколько недель назад я, наконец, дочитала одну из самых простых (по крайней мере, для меня) книг Мишеля Фуко - "Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы".

Это невероятно занимательная книга о пенитенциарной философии и о том, каким образом дисциплина становится инструментом власти. В ней Фуко анализирует высказывания французских теоретиков уголовного наказания и социальных реформаторов о сути и целях пенитенциарной системы. Хотя нет, "анализирует" - слишком сухое слово. Он скорее играет идеями и мыслями, переворачивает их и в результате приходит к, казалось бы, таким очевидным, но одновременно таким неожиданным и в своем роде забавным выводам :) По-моему, написано до того остроумно, что порой невозможно удержаться от улыбки :) Правда, я допускаю, что мое восприятие этой книги несколько специфично и обусловлено первой моей специализацией (уголовное право и процесс) и в целом интересом к "странным", по мнению многих, вещам.

Если кратко, то основная мысль книги заключается всего лишь в одной фразе: "Система уголовных наказаний должна рассматриваться как механизм, призванный дифференцированно управлять противозаконностями, а не уничтожить их все." (С) Остальное - красочное, остроумное и довольно пространное обоснование этой идеи.

На четвертом курсе университета нам преподавали спецкурс "Альтернативные уголовные наказания". В процессе чтения "Надзирать и наказывать" я так жалела, что молодой преподаватель, который его вел, не прочел эту книгу. Он мог бы многое из нее почерпнуть и сделать занятия куда более живыми и интересными! Правда, подозреваю, что это было бы интересно в лучшем случае 30% нашей группы, остальных вполне устраивал стандартный формат, скучная программа и то, что преподаватель был больше занят одной нашей очень симпатичной, но не очень умной одногруппницей, которая, к слову, считала, что лучше посидеть в тюрьме, чем отделаться общественными работами (цитирую: "А вдруг кто-то из знакомых увидит. Это же стыдно!")

В книге очень много занятных мыслей и высказываний, но я приведу здесь всего несколько (но довольно длинных) цитат, которые помещаю под кат.

"Целый арсенал живописных наказаний. «Избегайте налагать одинаковые наказания», – предостерегал Мабли. Изгнана идея уравнительного наказания, модулируемого только в зависимости от тяжести проступка. Вернее, использование тюрьмы как общей форма наказания никогда не присутствует в этих проектах специфических, зримых и «говорящих» наказаний. Заключение предусматривается, но как одно из наказаний; как особое наказание за определенные правонарушения, которые ущемляют свободу индивида (похищение) или вытекают из злоупотребления свободой (беспорядки, насилие). Оно предусматривается также как условие, позволяющее применить другие наказания (например, каторжные работы). Но оно не покрывает всего поля наказания, поскольку его единственный принцип вариативности – длительность наказания. Точнее говоря, идею заключения как меры наказания открыто критикуют многие реформаторы. Потому что заключение не может учитывать специфику преступлений. Потому что оно не воздействует на публику. Потому что оно бесполезно, даже вредно для общества: дорогостоящее, укрепляет осужденных в праздности, умножает их пороки." (С)

"И действительно, одно время некоторые депутаты удивлялись тому, что вместо установления естественного соотношения между преступлениями и наказаниями был принят совсем другой план: «Что же, если я предал родину, меня сажают в тюрьму; если я убил отца, меня сажают туда же; все преступления, какие только можно вообразить, наказываются одним и тем же единообразным способом. Так и видится лекарь, предлагающий одно лекарство от всех болезней»." (С)


И еще одна большущая цитата о том, почему индивид, не вписывающийся в общепринятые рамки поведения, раздражает общество (по известным причинам, тронула она меня изрядно):

«Председатель: "Спать надо дома." Беас: "А у меня есть дом?"
– Вы постоянно бродяжничаете.
– Я тружусь, чтобы заработать на жизнь.
– Ваше общественное положение?
– Мое общественное положение. Начать с того, что их у меня не меньше тридцати шести. Я ни на кого не работаю. Я давно уже делаю что подвернется. У меня днем одно положение , ночью – другое. Днем, например, я раздаю рекламки всем прохожим, гоняюсь за прибывшими дилижансами и переношу багаж пассажиров, хожу колесом по авеню Нейи. Ночью спектакли, я распахиваю дверцы карет, продаю билеты. У меня много дел.
– Лучше бы вы поступили учеником в хороший дом.
– Вот еще! Хороший дом, ученичество – тоска зеленая. И потом хозяин… вечно ворчит, никакой свободы.
– Ваш отец не зовет вас домой?
– Нет у меня отца.
– А ваша мать?
– Нет у меня ни матери, ни родственников, ни друзей. Я свободен и независим».
Услышав приговор – два года исправительной колонии, – Беас «скорчил мерзкую мину, а потом вернулся в свое обычное хорошее настроение: "Два года, никак не больше двадцати четырех месяцев. Ну, в путь"».

Именно эту сцену перепечатала «La Phalange». И значение, придаваемое ей газетой, чрезвычайно неторопливый, тщательный ее разбор показывают, что фурьеристы усматривали в столь обычном деле игру фундаментальных сил. С одной стороны, силы «цивилизации», олицетворяемой судьей – «живой законностью, духом и буквой закона». Она обладает собственной системой принуждения; по видимости это свод законов, на деле же – дисциплина. Необходимо иметь место, локализацию, принудительное «прикрепление». «Надо спать дома», – говорит судья, поскольку, по его мнению, все должны иметь дом, жилище, будь то роскошное или жалкое; задача судьи – не обеспечить жильем, но заставить каждого индивида жить дома.

Кроме того, индивид должен иметь положение, узнаваемую идентичность, раз и навсегда установленную индивидуальность. «Ваше общественное положение?" Этот вопрос – простейшее выражение порядка, утвердившегося в обществе. Бродяжничество ему отвратительно, оно дестабилизирует его. Необходимо иметь прочное, постоянное общественное положение, думать о будущем, о безопасном будущем, о том, чтобы гарантировать его от любого посягательства». Наконец, надлежит иметь хозяина, занимать определенное место на иерархической лестнице. Человек существует, только когда он вписан в определенные отношения господства. «У кого вы работаете? Иными словами, раз вы не хозяин, то должны быть слугой. Дело не в вашей индивидуальной удовлетворенности, а в необходимости поддерживать порядок» (выделение мое). Дисциплине в облике закона противостоит именно противозаконность, предъявляющая себя как право; не столько уголовное правонарушение, сколько недисциплинированность является причиной образования бреши. Недисциплинированность языка: неправильная грамматика и тон реплик «указывают на резкий раскол между обвиняемым и обществом, которое в лице председателя суда обращается к нему в корректной форме». Недисциплинированность, вызываемая врожденной, непосредственной свободой: «Он прекрасно понимает, что подмастерье, рабочий – раб, а рабство плачевно… Он прекрасно понимает, что уже не сможет наслаждаться этой свободой, этой владеющей им потребностью движения в устоявшемся порядке жизни… Он предпочитает свободу, и важно ли, что другие считают ее беспорядком? Свободу, иными словами – спонтанное развитие индивидуальности, «дикое» развитие, а значит, грубое и недалекое, но естественное и инстинктивное». Недисциплинированность в семейных отношениях: не имеет значения, был ли этот несчастный ребенок брошен или убежал сам, потому что он «не смог бы вынести рабство воспитания, родительского или иного». И во всех этих мелких недисциплинированностях в конечном счете отвергается «цивилизация» и пробивает себе путь «дикость»: «Работа, лень, беззаботность, распутство, все что угодно, только не порядок; в чем бы ни заключались занятия и распутство, это жизнь дикаря, живущего одним днем и не думающего о будущем»." (С)
Tags: книги
Subscribe

  • Шамси

    В прошедшее воскресенье сестра снова взяла меня в горы. На сей раз в ущелье Шамси, на легкую прогулку. Поехали с теми же, с кем ездили и в Конорчек,…

  • Конорчек и Орто-Токой

    Сестра вытащила в воскресенье в дневной йога-тур в каньоны Конорчек и на Орто-Токойское водохранилище. Ничего особенного, но в целом хорошо то, что…

  • ЮАР, декабрь 2019. Часть 7: Соуэто. Холм Конституции.

    Соуэто Итак, City Sightseeing вместе с автобусным туром по Йоханнесбургу продает и минитуры в Соуэто, юго-западную группу тауншипов Йоханнесбурга.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments