inigo_montoiya (inigo_montoiya) wrote,
inigo_montoiya
inigo_montoiya

Category:
  • Mood:

Музей косметики Coreana и древнекорейские секреты красоты %)

Засидевшись дома, решила, наконец, съездить в музей косметики Coreana, который давно хотела посетить.

В честь холодов поехала на метро, ведь теперь из Йонгтонга в центр Сеула можно ездить на метро! Правда, на автобусе в полтора-два раза быстрее :D Ну, да ладно. В случае сильного снегопада метро - вполне себе выход :) Но это так, к слову. Теперь о музее.

Доктор Санг-ок Ю в течение не одного десятилетия собирал старинные предметы, так или иначе связанные с производством косметики, уходом, украшениями и т.д. Собрал он их немало, на небольшой частный музей, директором которого он и является по сей день. Раньше экспозиция музея размещалась в двух залах (на двух этажах), но после того, как доктор подарил около 200 экспонатов из своей коллекции Национальному Музею Кореи, все оставшееся занимает всего один небольшой зал.


Нельзя сказать, что в музее собрано что-то исключительное, но мне было интересно посмотреть на далеких предков продукции косметических гигантов типа Amore Pacific.

Старинные иллюстрации и рисунки свидетельствуют о том, что густые блестящие волосы, гладкая кожа, тонкие брови и маленькие губы были составляющими классического канона красоты в средневековой Корее. Представьте, в какой ужас пришли бы средневековые кореянки, если бы они узнали, что сейчас некоторые женщины стремятся получить громадные губы с помощью ботокса или силикона %) А чем пользовались женщины тех времен для наведения красоты? Только и исключительно натуральными (хотя и не всегда безвредными) ингредиентами!

Ценным источником информации об атрибутах красоты в средневековой Корее является книга под названием "Гюхап чхонгсо", написанная некой госпожой Бингхогак в 1809 году и являвшаяся руководством в повседневных делах для представительниц высшего класса в период Чосон. "Гюхап чхонгсо" (что значит что-то вроде “женской энциклопедии”) содержит инструкции по приготовлению пищи и напитков (в том числе алкогольных), шитью одежды, рекомендации по садоводству и огородничеству, воспитанию детей, инструкции по врачеванию и оказанию первой помощи, а также по выбору дома, талисманов и отваживанию злых духов %) В этой, без всяких сомнений, замечательной книге также содержится информация о различных техниках производства косметических продуктов и ароматов, таких как румяна для щек и губ, парфюм для тела, масла для ухода за волосами, а также описание рекомендуемых форм бровей!

Я думаю, на фото не "Гюхап чхонгсо", но тоже какой-то ценный манускрипт о приготовлении косметики:



Разные (наверняка, очень модные по тем временам) формы бровей, собранные со старинных иллюстраций:



Скрабы для лица изготавливали из корня жень-шеня, красной фасоли, бобов маша (их еще называют фасолью золотистой) или мочалочной тыквы. Основным средством для умывания были истолченные в порошок бобы маша, смешанные с небольшим количеством воды. Химическое вещество сапонин, содержащееся в бобах маша, заставляло субстанцию пениться подобно мылу. Людям небогатым это было недоступно, поэтому они умывали лица водой, оставшейся после промывания риса, поскольку считали, что это помогает осветлить кожу лица.

Ингредиенты средств для умывания в первозданном виде и современные средства, содержащие те же игредиенты:



Увлажняющие лосьоны для лица готовили из огурца или арбуза с добавлением ароматных трав. Огурец и арбуз содержат относительно большое количество воды, так что натуральные лосьоны из них помогали увлажнить кожу, сохранить ее чистой и мягкой.

Для очищения также использовали отходы от производства меда (надо полагать, частички пчелиного воска с небольшим количеством меда): их накладывали на лицо и смывали через некоторое время. Для предохранения кожи от высыхания пользовались таким рецептом: яйца сбивались с алкоголем, эта смесь выдерживалась несколько дней, а затем наносилась на лицо как косметическая маска. Неизвестно, как это все пахло, но, очевидно, действовало эффективно, если женщины были готовы терпеть запах :D

Компоненты красоты :)



Небольшая мельничка для изготовления средств для умывания:



В качестве подводки для бровей широко использовалась смесь толченного древесного угля и кунжутного масла. Женщины из высшего общества могли позволить себе пользоваться более качественными смесями цветочной золы, индиго и настоящего золотого порошка, чтобы придать сияние бровям, нанося подводку кисточкой, а менее состоятельные дамы использовали кусочки угля для подведения бровей.

Вот такое полено и капелька масла обеспечивали красивые черные брови кореянкам:



Каждая женщина могла смешивать компоненты пудры (которыми, опять-таки, были разные истолченные в порошок бобы и прочие плоды) в разных пропорциях, создавая индивидуальный, подходящий ей тон:



Не уверена, что там такое лохматое в большой селадоновой коробочке с крышкой, но, скорее всего, это такая старинная пуховка для нанесения пудры :) А еще косметические средства наносились на лицо пушистыми белыми коконами тутового шелкопряда. По нынешним временам это, пожалуй, даже круче, чем кисть из шерсти черно-бурой лисы ;)

Старинные пудреницы (та, что на подставке, меня покорила):



Маленькое сито, наверняка, используемое для просеивания порошков-компонентов пудры:



Когда расцветал шафран, женщины собирали его цветки и толкли их в ступке, выжимая из них сок, а затем сушили их в тени. Потом процесс повторялся: высушенные цветки снова толкли в ступке, предварительно добавив немного воды. Получившуюся смесь высушивали. Хранили порошки и смеси, служившие помадой и румянами, спрессовывая их в пилюли. При необходимости пилюли размягчали с помощью масла, смешивали с ним и наносили на губы и щеки.

Румянами и помадой, изготовленными из цветков шафрана и ртутной руды, пользовались женщины высшего класса, а люди попроще обходились для подрумянивания щек и губ сушенным красным перцем. Воистину, красота требует жертв %)

Вот они, старинные румяна и помада, подороже и подешевле, а также их современные потомки :)



С тем, что нельзя было спрессовать в пилюли, было сложнее, поскольку консервантов для косметики не было. Такие средства для макияжа производились в небольших количествах, в соответствии с повседневными нуждами, и хранились в крошечных фарфоровых и селадоновых сосудах с узкими горлышками, чтобы предохранить их от высыхания и порчи. Маленькие восьмиугольные тарелочки использовались для смешивания косметики (истертых в порошок растений и плодов, древесного угля с капельками воды или масла и т.д.)

Селадоновые сосуды-малютки для хранения косметики:



Были и сосуды для косметики из обычного белого фарфора:



Керамические сосуды хранились в шкатулках, нередко отделанных перламутром:





А мелкие коробочки можно было сложить в коробочку покрупнее:



Например, как на фото:



В шкатулке хранились и другие женские штучки. Например, ручное зеркальце в кожаном чехле:



Были и зеркала побольше (правда, хранились они уже не в шкатулках):



Что касается волос, то когда-то благородные корейские дамы носили парики, изготовленные из свернутых в кольца кос, пока их ношение не было запрещено в 1788 году, поскольку противоречило ценностями конфуцианства (видимо, смотрелись нескромно).

В период Чосон женщины мыли волосы примерно раз в месяц, умудряясь при этом сохранять их опрятными. Они смазывали волосы маслом камелии и тщательно расчесывали их каждое утро. Для смазывания волос также использовались косметические масла, произведенные из семян подсолнуха, капусты и клещевины (из растений этого рода добывают касторовое масло). Масло из цветков пиона особенно любили корейские дворянки XIX века, смазывая им волосы для поддержания их блеска и гладкости. Надо сказать, судя по экспонатам музея, корейские женщины тех времен уделяли немало внимания своим волосам и прическе.

Маленькая скромная шкатулка, гребень, заколка, украшение и булавки для волос:



Можно сказать, шляпки :)



Булавки для волос:







Пример использования всего этого добра:



Что до стилей макияжа, многие иллюстрации свидетельствуют о том, что в период Корё женщины из высшего класса предпочитали легкий макияж с использованием пудры, но без румян, и рисовали брови, напоминающие по форме листочек ивы. Простой, но элегантный внешний вид, ассоциирующийся с достойным поведением и скромностью, был основным принципом красоты, соответствующим конфуцианским идеалам периода Чосон. Сильно напудренного (добела) лица женщины избегали, поскольку этот стиль макияжа был свойственен кисэн (корейский эквивалент японской гейши), которых обучали искусству музыки, танцев и стихосложения для развлечения мужчин из высшего общества. Женщины уважаемые, выходя из дома или принимая гостей, должны были носить умеренный макияж в светлых персиковых тонах.

Новые стили макияжа и новая косметика появились в Корее в конце XIX века, когда корейские порты стали открыты для иноземных купцов. Европейская косметика, в частности французская, появилась в Корее в начале XX века, что ускорило появление первого корейского производства пудры, которая стала выходить под названием "Пудра Пака" %)

В красных коробочках импортные румяна. Что выше, не знаю. Возможно, пудровые листочки и прессованные белила.



Импортные пудра и румяна. А может, помада. А может, два в одном.



Хохохоооо!!! Кто там критикует дизайн современных пудрениц? Смотрите и радуйтесь :D





В общем-то, это все, что мне было интересно, но не все, что есть в музее. Помимо выставленных в музее головных уборов, брошей, ювелирных украшений, там можно посмотреть ролик о создании традиционной корейской косметики, но его у меня, к сожалению, нет.

В посте использована информация с сайтов mimifroufrou.com и knutimes.com.
Tags: Корея, Сеул, косметика
Subscribe

  • Тем временем в Корее...

    Прислали вчера фото:

  • Весна...

    Вчера выдался невероятно теплый и солнечный денек. Ездили с Н. к Хвасону немного погулять...

  • Крабового разочарования псто

    Понесла нас нелегкая обедать в крабовый ресторан... Ну, заказали мы королевского краба, который стоил нам 140 тысяч. Это просто ппц. Выковыриваешь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments