inigo_montoiya (inigo_montoiya) wrote,
inigo_montoiya
inigo_montoiya

Categories:

Из жизни подводников.

Поскольку вчера утром Саша стал обладателем суперширокоугольного объектива, потребовалось срочно его опробовать. Посему решено было двигаться в сторону парка "Северное Тушино", где находится Музей подводного флота России и самая большая дизельная подводная лодка Б-396, она же "Сом", она же "Танго", она же "Новосибирский комсомолец".


О самой подводной лодке, ныне превращенной в музей (и подвергшейся кое-какой переделке для целей проведения экскурсий), можно почитать тут.

А тем, кто хочет почитать об экскурсии и посмотреть фотографии, добро пожаловать под кат:

Экскурсии проводятся по расписанию каждые полчаса или час (по крайней мере, нас водили целый час). Стоимость экскурсии на подводную лодку всего 180 р. с каждого носа старше 17 лет. На заборчике у входа указано, что для экскурсии нужно 13 человек, но по факту возьмут и меньше (человек 8, например). Однако, после 13:00 в желающих посетить подводную лодку недостатка нет (наша экскурсия началась в 12:30, было 10 взрослых и 4 детей, набрались постепенно, всего за 20 минут). Так что приходить нужно до обеда, если не хотите прождать час у входа.

Признаться, по началу я идти туда не очень хотела, так как думала, что будет неинтересно. Но, к счастью, я ошиблась :)

Экскурсия начинается с отсека с торпедами (в него ведет проделанный для посетителей вход в боку подводной лодки). В музее оставили несколько торпед. Можно увидеть отверстия, через которые они подаются, а также водолазный костюм на манекене (в правом нижнем углу снимка), который может понадобиться в случае какой-нибудь аварии для того, чтобы выбраться на поверхность. В противоположной стороне отсека есть отверстие, через которое загружают торпеды (на снимке его нет). Этот отсек также служил спальней и столовой для матросов подводной лодки. То есть, на деле там совсем не так просторно, как в лодке-музее. В реальности на действующих подлодках в таком отсеке рядом с торпедами живет и питается, кажется, пара десятков человек.


Люки между отсеками были оставлены, но для удобства посетителей в перегородках Новосибирского комсомольца сделали традиционные отверстия :)


Из отсека с торпедами посетители попадают в следующий - с каютами. Каютки очень и очень тесные. Одноместные каюты с узенькими полками-кроватями длиной всего в 180 см полагаются только капитану и врачу. Представьте себе: на площади примерно 1,5 на 2,5 метра располагаются полка-кровать, умывальник и тумба, которую также можно использовать как стол (у врача в каюте еще шкафчик есть), при этом одна из стенок каюты наклонная. Последний капитан Новосибирского комсомольца был ростом 2,1 м. Представьте, каково ему было жить в такой каморке. И это при том, что по сравнению с условиями для матросов и мичманов на подводной лодке, это просто номер "люкс".

Каюта врача:


Это столовая, она же кают-компания, она же операционная (обратите внимание на лампы на потолке: они как раз на тот случай, если кому-то понадобится срочная операция):


В этом же отсеке есть каюты офицеров (по 4 человека в каюте, хотя в музее оставлено по 2 койки на каюту), изолятор и гальюн. Каюта офицеров:


В третьем отсеке можно увидеть пункт управления, где заседает боцман, а также пункты гидролокации, радиолокации, и штурманскую. В этом же отсеке можно увидеть отверстие, через которое обычно и попадают на подводную лодку (залазают туда сверху через боевую рубку и спускаются не к пункту управления, а на палубу ниже).

Пункт управления с боцманским креслом:


Пункт гидролокации:


В слухачи, которые дежурят над приборами гидролокации, отбирают людей с уникальным слухом, практически одного из тысячи. На подводной лодке служат 8 слухачей, которые дежурят круглосуточно. Эти люди могут определить по шуму двигателя подводной лодки место, в котором она была произведена, а, следовательно, и понять, вражеская она или "своя".

А вот здесь заседает штурман:


Штурман - тоже человек непростой. Он должен быть специалистом в области математики, физики, астрономии и бог знает чего еще. С собой у него свыше 700 карт, с помощью которых он определяет место нахождения лодки по звездам. На Новосибирском комсомольце вместо штурмана сидит приодетый манекен :)

Потом идет отсек, где находятся мичманы. Там еще куча аппаратуры и проводов. Говорят, на такой подводной лодке столько проводов, что ими трижды можно было бы обернуть земной шар. В этом же отсеке есть душевая и камбуз. Вот в таком тесном закутке кок трижды-четырежды в день готовит для экипажа численностью 80 человек (в роли кока другой приодетый манекен):


Про душ: душ экипаж подводной лодки принимает раз в неделю (да, это вам даже не коммуналка). Зубы чистят, умываются и моются соленой морской водичкой. Ежедневно обтираются ватными тампонами, пропитанными спиртом (их раздает врач). Тут уж волей-неволей похудеешь до такого размера, чтобы без труда бегать по проходам на подводной лодке (проходы не шире 48 см). Максимально допустимый рост для матросов подводной лодки тоже невелик - 175 см. Белье как постельное так и нательное одноразовое. Использованное выстреливается прямо в океан под давлением. Но не волнуйтесь, поборники экологии: трусы матросов подводной лодки совсем не загрязняют мировой океан. Одноразовое белье изготавливается из чистого хлопка без каких-либо синтетических примесей (т.е. оно мягкое и исключительно гигроскопичное, что весьма кстати при том, что там душно и жарко). Это белье растворяется в воде в течение 7 дней и служит питанием для мелких рыб и планктона.

Просто люк:


В мичманском отсеке лодки-музея можно посмотреть 3D-ролик о том, как примерно все происходит на настоящей лодке. Здесь же витрины с экспонатами: символический ключ от подлодки, перчатки, кусок резиновой обшивки мягкого корпуса подлодки, макет самой подлодки в разрезе и т.д.

За мичманским отсеком следует дизельный отсек. На Новосибирском комсомольце оставили один дизельный двигатель, остальные два убрали и сделали пол. Самая сложная в физическом плане работа на подводной лодке - это обслуживание дизельных двигателей. Дизелисты работают посменно, каждая смена состоит из двух человек и длится не более 2 часов. Работают дизелисты только в резиновых шлепанцах-сандалиях и трусах. Во время работы дизельных двигателей в отсеке температура 50 градусов по Цельсию, если лодка находится в северных широтах, и запросто достигает 70 градусов по Цельсию, если лодка бороздит теплые воды южных морей. Дизелистам, по милости капитана подлодки разрешается принимать душ 3 раза в день.

К счастью, присутствие дизелистов в отсеке требуется только тогда, когда лодка поднимается на поверхность для того, чтобы зарядить аккумуляторы, продуть вентиляцию, определить место нахождения. Все это делается ночью. Подъем и погружение длится примерно 10 часов. Такая лодка, как Б-396, может не всплывать до 10 суток.

Из дизельного отсека посетители попадают в отсек электродвигателя, шестой по счету. За ним следует кормовой отсек, в котором жили, кажется, 28 матросов, находилась опять какая-то аппаратура, куча проводов и ДУК (своеобразный мусоропровод для утилизации отходов на подлодке, в который отправляются пищевые отходы и использованное одноразовое белье).


Коек оставили всего 9.

Как видите, служба на подводной лодке исключительно тяжела, не говоря уж о том, что она очень опасна. Подводник - самая опасная из всех военных профессий. Личные вещи, которые матрос может взять с собой на лодку, должны помещаться в плоском конверте в нагрудном кармане (фотографии близких, наверное, не более того). Может быть, капитан может взять чуть-чуть больше (кружку, например %)). Ну у врача, конечно, должны быть инструменты и препараты. Спасать экипаж подводной лодки можно, если сама лодка находится на глубине не более 250 м. Если она погрузилась глубже, спасти кого-либо не представляется возможным.

Говорят, служба на атомной подводной лодке - это просто курорт по сравнению со службой на дизельной. Побывав на Новосибирском комсомольце, в это легко поверить. Кстати, дизельные подводные лодки до сих пор используются, поскольку благодаря тихой работе своих двигателей они идеально подходят для разведывательной деятельности и патрулирования.

Конечно, здесь я не изложила и половины того, что рассказывал экскурсовод. Поэтому лучше всего, по возможности, послушать все это лично, посетив музей. С детками идти вполне можно, но к середине экскурсии они заметно заскучали. Взрослым будет намного интереснее :)
Tags: Москва
Subscribe

  • Москва-Бишкек-Дубай

    Что ж, если кто-то из ЖЖ ушел в Facebook, то я, похоже, перебираюсь в Instagram. Если кому-то интересно посмотреть и почитать о поездке в…

  • Земля круглая ;)

    В мою первую поездку в Сингапур aigol попыталась состыковать меня с одной девушкой, живущей тут, очень интересным человеком. Тогда не…

  • Любовь с первого взгляда

    Мы сегодня были на котофейской выставке на ВВЦ. И в первый раз в живую увидели мейн-кунов. И сразу влюбились в эту породу, причем оба. Теперь не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments